будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
законотворчество мигранты правительство российское гражданство
Май 12, 2025
Страна
Макаренко Борис

Поворот к мигрантам

Поворот к мигрантам
268471_1000x666_1364_d080ac5501c87cd92a4e98bc035ee7aa
Работа многофункционального миграционного центра в дер. Сахарово. Источник: Зыков Кирилл/АГН "Москва"

Россия намерена скорректировать свою миграционную политику в сторону смягчения условий для притока мигрантов, утверждает газета «Коммерсантъ». Первым шагом на этом пути издание считает принятие поправок к закону о российском гражданстве, которые прошли первое чтение в Госдуме.

Законопроект, вносящий поправки в закон «О гражданстве Российской Федерации», был подготовлен МВД России и рассмотрен в первом чтении в Госдуме 25 октября. Документ упрощает получение гражданства РФ; как следовало из пояснений представлявшего законопроект замминистра внутренних дел РФ Игоря Зубова, появление поправок во многом связано с ситуацией на Украине.

 
Игорь Зубов
council.gov.ru

Как пояснил Зубов, документ предлагает «установить полномочия президента по определению в гуманитарных целях категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право быть принятыми в гражданство РФ в упрощенном порядке». При этом речь шла о гражданах, преследовавшихся властями и прибывших в Россию из стран, где имели место «государственные перевороты, вооруженные конфликты или другие чрезвычайные ситуации».

Издание отмечает, что упростить получение гражданства Российской Федерации предполагается также для участников программы добровольного переселения в Россию соотечественников, проживающих за рубежом.

 
Валентина Казакова
council.gov.ru

Как пояснила газете заместитель начальника главного управления МВД по вопросам миграции Валентина Казакова, предложенные ведомством поправки снимают проблему наличия регистрации по месту жительства для желающих получить гражданство. Это условие зафиксировано в ныне действующей редакции закона, однако достаточно сложно для исполнения: собственники жилья не стремятся регистрировать у себя посторонних, а купить собственное жилье те, кто прибыл в Россию экстренно, спасаясь от опасности, редко бывают в состоянии.

Напомним, упростить процедуру получения российского гражданства МВД поручил президент РФ Владимир Путин, к которому в ходе прямой линии 7 июня обратились с просьбой о помощи беженцы с юго-востока Украины, лишившиеся документов. Однако новый законопроект, как заверил издание руководитель думского комитета по развитию гражданского общества Сергей Гаврилов, носит системный характер и отвечает Концепции миграционной политики, которая должна быть утверждена в последних числах октября - начале ноября.

 
Сергей Гаврилов
duma.gov.ru

Источник газеты утверждает, что целью изменения миграционной политики является превращение Россия в страну, открытую не только для русских и русскоязычных, но и для всех, кто ей лоялен и готов интегрироваться в российское общество.

 
Борис Макаренко

О том, следует ли ожидать серьезных изменений в миграционной политике РФ, а также о том, чем это может обернуться на практике и какие сложности в этом отношении могут проявиться, с «Полит.ру» поговорил Борис Макаренко, председатель правления Центра политических технологий. По его мнению, проблема заключается не в том, чтобы привлечь неквалифицированную рабочую силу, которая и так в Россию будет приезжать на заработки, а в том, чтобы, при недружелюбной к мигрантам полицейской системе, привлечь и квалифицированных специалистов.

По мнению эксперта, сделать это удастся лишь в том случае, если система усвоит, что мигранта следует воспринимать не как вероятную угрозу национальной безопасности, а как необходимый для развития экономики элемент. В то же время он выразил сомнения в том, что переключение на более дружелюбный по отношению к мигрантам режим у системы произойдет.

«Что в лучшем случае новая программа может сделать, так это помочь вывести из тени и дать легальный статус и нормальные условия для жизни и работы тем гражданам соседних государств, в первую очередь Украины, которые уже находятся здесь. Это реалистический результат и, наверно, в этом будет конкретная польза.

Во всем остальном... Во-первых, слишком поздно этим заниматься. Все проблемы уже давно состоялись, но только сейчас Россия начала на них реагировать. Где-то на рубеже XX – XXI века был принят закон о гражданстве, который в сочетании  нашей полицейской (в нормальном смысле этого слова) бюрократией делал приезд в Россию и обустройство здесь для потенциальных мигрантов-работников крайне трудным делом.

 
Многофункциональный миграционный центр в дер. Сахарово
Киселев Сергей/АГН "Москва"

Решить задачу по облегчению переезда и обустройства для мигрантов нам нужно. Вопрос только в том, достаточно ли у нас стимулов для привлечения квалифицированной рабочей силы. Потому что на данный момент полицейский режим делает все это крайне сложным и неудобным.

Гастарбайтер откуда-нибудь из Средней Азии, нацеленный на неквалифицированный труд, и так приедет. Таких людей стало приезжать меньше просто потому, что работать в России им стало экономически менее выгодно после падения курса рубля относительно ведущих мировых валют, к которым привязаны их национальные валюты. А вот квалифицированный специалист, особенно высококвалифицированный, поедет только в том случае, если ему будет комфортно, он не будет терять в статусе и достоинстве.

 
Работа многофункционального миграционного центра в дер. Сахарово
Зыков Кирилл/АГН "Москва"

Способны ли мы обеспечить ему это? Способна ли наша полицейская система, территориальные подразделения миграционной службы работать в режиме дружелюбия по отношению к мигрантам? Пока это внушает мне крайние сомнения. Наша система для этого не очень хорошо приспособлена.

Что нужно делать, чтобы исправить положение? Нужно сказать системе, что мигрант, особенно квалифицированный, – это не подозрительный элемент, не угроза национальной безопасности, а необходимость для нормального экономического развития страны. Услышит ли наша бюрократическая система такой месседж (а он вытекает из всех планов, о которых пишут СМИ), я не знаю. Если же не услышит, тогда эффективность всех усилий будут крайне мала», – объяснил Борис Макаренко.

Макаренко Борис
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).