будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 15, 2025
Страна
Копосов Николай Хапаева Дина

«Пожалейте, люди, палачей...»

В июле 2007 года был проведен социологический опрос, посвященный изучению массового исторического сознания россиян и их отношения к прошлому своей страны [1]. В опросе приняли участие жители Петербурга, а также Казани — столицы крупнейшей автономии, и Ульяновска — одного из центров «красного пояса». Мы имеем возможность сравнить результаты этого опроса с данными аналогичного исследования, проведенного нами в 1990 году в Ленинграде: в новый опрос были включены самые значимые вопросы семнадцатилетней давности.

 

Симпатичные большевики

За год до путча у измученных экономическим кризисом ленинградцев штампы советской пропаганды вызывали только раздражение. Западная демократия и рыночная экономика представлялись им главными ориентирами, способными вывести страну из системного кризиса. Но данные нашего опроса свидетельствовали: разрыв с советскими традициями, нравами и ценностями был далеко не полным. И хотя Сталин и сталинизм казались тогда навсегда скомпрометированными, другие герои-символы советской власти — Ленин, Фрунзе, Дзержинский, Киров — по-прежнему притягивали к себе узами личной лояльности даже тех, кто больше не желал жить в построенной ими братской тюрьме народов.

Сегодня общность постсоветских людей выражает свою идентичность с помощью тех же символов, что и семнадцать лет назад. Ощущение собственной культурной связи с советской эпохой очевидно преобладает в сознании многих соотечественников над тем, что они узнали о ней в годы перестройки. Образы коммунистических героев оказались тем идеологическим ядром, благодаря которому сохранилось позитивное восприятие советского режима в целом.

Сталин занимает третье место в рейтинге государственных деятелей, вызывающих симпатии опрошенных Петербурга и Казани. Однозначно отрицательно роль Сталина в истории нашей страны оценивают только 23% всех опрошенных. Ленин занимает четвертое место в Петербурге и Казани, а в Ульяновске он вышел на второе место, отодвинув Сталина на четвертое. И почти половина (44%) опрошенных со всех трех городах положительно оценивают роль Ленина в истории России.

В истории нашей страны Сталин сыграл роль...
Роль Ленина в истории нашей страны Вы оцениваете в целом...

Или взять хотя бы Ф.Э. Дзержинского, главу ЧК, по сей день остающегося покровителем ФСБ. Потомки оценивают «железного Феликса» в целом положительно: 71% считает, что он «стремился навести порядок в стране», 46% полагает, что он «стремился улучшить жизнь простых людей». Никаких иллюзий относительно того, каким именно образом товарищ Дзержинский добивался решения этих задач опрошенные не испытывают: он «был беспощаден к врагам советской власти», отмечают 68% респондентов. И только 12% однозначно согласны с утверждением, что Дзержинский «безжалостно уничтожал ни в чем не повинных людей». 35% опрошенных называет его «благородным мечтателем, рыцарем революции» и лишь 7,2% считает его палачом и преступником.

Выразите свое отношение к главе ЧК Ф.Э. Дзержинскому. Дзержинский ...был палачем и преступником
 

Светлая память сталинизма

44% опрошенных считают, что советское прошлое оказывает положительное влияние на нравственность современных россиян, и 50% — что оно положительно сказывается на развитии отечественной культуры. Интересно представить, что произошло бы, если бы половина современных немцев заявила, что фашизм положительно сказался на нравственности и культуре Германии...

Как сказывается советское прошлое на судьбе современной России в сфере нравственности...
Как советское прошлое сказывается на судьбе современной России в сфере культуры...

Представление о сталинской эпохе как о Золотом веке, с которым мы столкнулись уже в опросе 1990 года, по-прежнему определяет видение эпохи террора большинством соотечественников. Сегодня 74% опрошенных петербуржцев считают, что «при Сталине в стране была прочная трудовая дисциплина» (81,6% в 90 г), и 68% уверены в том, что «люди добросовестно работали» (67% в 90 г). (43.2 и 43.10) 64% опрошенных петербуржцев считают, что «при Сталине люди были добрее, бескорыстнее, отзывчивей» (65% в 1990). А 34% опрошенных согласились даже с высказыванием, что в «стране царила атмосфера радости и оптимизма».

Согласны ли Вы, что при Сталине в стране царила атмосфера радости и оптимизма...

Может быть, наши соотечественники просто мало знают о событиях своего недавнего прошлого? Однако, хорошая осведомленность о терроре подтверждается данными опроса: 91,6% знают о том, что при Сталине имели место репрессии, 63,5% понимают, что речь шла о миллионах жертв, оценивая масштаб жертв репрессий — пусть и занижено — от 10 до 30 миллионов человек. Особенно показательно, что 62% считают репрессии «ничем не оправданными».

Но знание трагической истории отнюдь не заставляет потомков задуматься, что сделало их родственников не только жертвами, но и соучастниками сталинского террора. Напротив, 80% считают, что россияне имеют несомненное право гордиться своей историей, а еще 66% согласны с известным высказыванием о том, что «современные россияне не несут ответственности за преступления, совершенные в годы советской власти».

 

Великая Отечественная: заградительный миф

Важнейшей основой современной российской идеологии выступает сталинский миф о «Великой Отечественной», смысл которого — подменить рассказом о патриотической жертве народа память о страданиях и гибели миллионов невинных людей в «мирное» — довоенное и послевоенное  — советское время. Заслоняя собой репрессии, этот миф мешает задуматься о природе общества, в котором мыслим такой масштаб истребления сограждан. День Победы вышел на первое место среди всех общероссийских праздников, оставив далеко позади и День Независимости, и Рождество, и Пасху, и Новый год. Это понятно: ведь 76% опрошенных россиян считают, что победа в войне является величайшим событием в истории России. 73% респондентов спешат занять свое место в военно-патриотическом эпосе, указав, что в их семьях были погибшие в годы войны. И хотя от советского террора пострадало вдвое больше людей, чем погибло во время войны, 67% отрицает наличие пострадавших от репрессий в их семьях.

Неотъемлемой частью мифа о войне является представление о гуманистической миссии Советской Армии в Европе: 78% опрошенных согласны с утверждением, что «советские войны несли свободу народам Европы», и 62% отвергает мысль о том, что в Восточной Европе советский солдат прославился насилием и мародерством. Нежелание большинства соотечественников увидеть за подобным освобождением захват новых земель Советской империей особенно остро проявилось в недавних дебатах о переносе памятника советскому солдату в Эстонии. По мнению опрошенных, среди мотивов эстонского правительства на первое место вышло желание «оскорбить память советских воинов», на второе — расчет на «одобрение Запада».

Как известно, ружье, висящее на стене в первом акте, обязательно выстрелит в последнем. Милитаристский миф не случайно стал главным объединительным мифом нации: больше половины (56%) опрошенных считает, что сегодня над Россией нависла внешняя военная угроза, главным образом со стороны США. Таков фон массовой ностальгии по имперскому прошлому, проявляющейся, в частности, в исключительной популярности двух главных создателей Российской империи — Петра 1 и Екатерины 2, занимающих соответственно первое и второе место в списке популярных исторических деятелей. Отсюда же — представление о месте имперской России в мире. Почти две трети респондентов считают, что Россия Петра и Екатерины, как и Россия 19 века, «по уровню развития духовной культуры» превосходили или были наравне со странами Западной Европы.

Существует ли сегодня для нашей страны военная угроза?
 

Утомленные Западом

Вряд ли кого-то удивит, что интерес к Западу драматически снизился по сравнению с 1990 годом. В 1990 г. в списке привлекательных, с точки зрения ленинградцев, государственных деятелей между Петром Первым, занимавшим первое место, и Лениным, вышедшим на пятое, три промежуточных места занимали три американских президента — Рузвельт, Линкольн и Вашингтон. А в 2007 г. петербуржцы назвали из всех американских президентов только одного Рузвельта. Он оказался в списке 17-м, тогда как первые пять мест заняли, исключительно соотечественники. Если в 1990 г. «историей Западной Европы в Средние века и историей Западной Европы и Америки в новое время» интересовались 58% ленинградцев, то в 2007 г. интерес к истории стран Запада снизился вдвое (24%).

Идея превосходства России над Западом перестала казаться абсурдной петербуржцам в 2007. В 1990 г. только 9,7% ленинградцев считали, что Московская Русь превосходила Западную Европу, а в 2007 г. это мнение разделяют 25% петербуржцев. Особенно контрастным выглядит изменение оценки советского периода. В 1990 г. только 5,5% ленинградцев считали, что Россия в советский период превосходила или была наравне с Западом; в 2007 г. процент петербуржцев, придерживающихся этой точки зрения, вырос в 8 раз (41%).

Разочарование в Западе и отказ рассматривать его в качестве модели, ориентира для развития России имеет самые прямые политические импликации. Так, идея о том, что Россия должна создавать «собственную модель демократии», нашла поддержку в сердцах 69% опрошенных, и только 7% сочли, что Россия должна следовать западной модели демократии. Вероятно, только эти 7% отдают себе отчет в том, что «восточная модель демократии», если не считать советский образчик, выглядит в свете последних двух тысячелетий недостаточно «обкатанной». Американская демократия не вызывает симпатий у 61% опрошенных (положительный ответ дали 22%), 74% отрицательно оценивают внешнюю политику США (10% оценивают положительно), 43% отрицательно относятся к американской культуре.

Тем не менее, чувство «исторического превосходства», само по себе достаточно странное с учетом особенностей истории нашего отечества, исчезает, как только речь заходит о современности. Оценку современного этапа развития России трудно не счесть крайне критической, о чем, наряду с данными других социологических исследований, свидетельствуют и данные нашего опроса. 53% опрошенных считают, что постсоветская Россия решительно уступает Западу, в чем отражается не позитивная «переоценка» Запада, а резко негативная оценка российской действительности, и только 9% считают, что Россия после 91 г. превосходит Запад.

 

Робко о будущем

Итак, очевидно, что выбор политической перспективы тесно связан с оценкой собственной истории, а так же ее политических лидеров не только настоящего, но и прошлого. Политические настроения опрошенных не находятся в противоречии с высказываемыми ими историческими пристрастиям, с их ценностными оценками прошлого своей страны. К сожалению, они внушают мало оптимизма.

Осторожные основания для робкой надежды вселяют лишь несколько индикаторов нашего опроса. Возможно, что нашим согражданам все еще небезразличны — пусть из самых прагматических соображений — некоторые демократические ценности. Так, 55% опрошенных считают, что российское законодательство должно в первую очередь защищать интересы и права отдельной личности. Политический радикализм также не находит поддержки у опрошенных: более двух третей опрошенных крайне негативно относятся как к ультраправым (скинхедам), так и к ультралевым политическим партиям (национал-большевикам) (соответственно, 71% и 61%).

16 лет назад в нашей стране произошла революция, покончившая с советским строем . Но его наследие, которое россияне не сочли необходимым осудить и осмыслить, продолжает влиять на политические преобразования, планы и надежды. Переоценка прошлого сама по себе не может стать программой позитивных преобразований постсоветского общества. Но она является необходимой предпосылкой продолжения демократических преобразований.

 

Примечание

[1] Опрос, являющийся частью многопланового исследования исторического сознания, был проведен при поддержке фонда Мак Артуров. Опрос проводился по стандартным выборкам (1000 чел в каждом городе), репрезентирующим население Петербурга, Казани, Ульяновска от 16 лет и старше. Опросы проводились методом личного интервью по месту жительства респондента. Результаты опроса были дополнены углубленными интервью.

См. также:

Сталинизм глазами избирателей 2007

Копосов Николай Хапаева Дина
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).