С 1 апреля российская государственная автоинспекция начала выдачу водительских удостоверений нового образца. В новых правах появились дополнительные категории и подкатегории — теперь их 16 штук.
Суть изменений, главным образом, сводится к «дроблению» существующих категорий. Например, добавляется категория А1 — в нее попадают мотоциклы с объемом двигателя до 125 куб. см. Все граждане, сдавшие на права категории А, могут водить любые мотоциклы, а те, кто решил получить права подкатегории А1 — только те, что попадают по своим характеристикам в данную группу.
Также появляется, например, категория В1 для трициклов и квадроциклов, и С1 для небольших грузовиков, массой менее 7,5 тонн.
Впрочем, наиболее заметное для россиян нововведение — разрешение сдавать экзамен в ГАИ на машине с автоматической коробкой переключения передач.
До вступления нового закона в силу россияне могли сдавать экзамен на право управлением автомобиля только на машине с механической коробкой. В тоже время в крупнейших российских городах, в которых уровень автомобилизации выше, чем в среднем по стране, большинство граждан покупают иностранные автомобили с коробкой-автоматом, совершают поездки исключительно по городу, причем часто по пробкам и никогда даже не сталкиваются с «механикой».
Этот факт вызывал у будущих автолюбителей вполне резонное желание не тратить время на обучение управлением машиной с ручной коробкой, все равно в будущем знания о педали сцепления и рычаге переключения передач не понадобятся. В ГАИ граждане, которые обучались вождению на «автомате», физически не могли сдать экзамен и были одними из тех, кто «коррупционировал» офицеров госавтоинспекции.
Для тех, кто имеет право водить автомобили исключительно с автоматической коробкой переключения передач специальных категорий и подкатегорий не выделено, на их удостоверении просто будет стоять отметка АТ.
Впрочем, пока что, во всяком случае, в ближайшие недели, водительских удостоверений с отметкой АТ никто на руки не получит — вначале ГАИ должна закупить соответствующие автомобили, а правительство утвердить соответствующий документ.
Нововведения, помимо любителей машин с автоматическими коробками и, например, квадроциклов, затрагивают еще одну группу граждан: мопедистов.
Согласно новым правилам, граждане смогут управлять мопедом, то есть двухколесным транспортным средством с объемом двигателя менее 50 кубических сантиметров, только после сдачи экзамена в ГАИ. Ранее за руль гибрида велосипеда и мотоцикла (велосипед с мотором Киев) мог сесть любой гражданин по достижении 16 лет.
Управлять мопедом сможет обладатель водительского удостоверения любой категории, если же гражданин хочет управлять исключительно мопедом, или еще не достиг 18 лет, ему будут выдаваться права категории М. Пока что инспекторам ГАИ предписано не штрафовать молодых любителей езды на мопедах за отсутствие прав, поскольку государство еще физически не успело выдать необходимое количество документов. Но в скором времени во время поездки на мопеде необходимо будет иметь в кармане водительское удостоверение..
Пристальное внимание законодателей к мопедам связано с ростом их популярности. В городах на обычных автомобилях все реже можно спокойно ездить из-за пробок, а мопед — дешевое, быстрое и достаточно комфортное средство передвижения, во всяком случае, в теплое время года.
Слишком легкое отношение к мопедам вызвало неутешающую статистику ДТП: каждая пятая авария происходит с участием мопеда, причем их водители чаще всего младше 18 лет. Если в 2011 году количество ДТП с этой категорией транспортных средств выросло на 1,5 процента, то в 2012 — на все 5 процентов.
Водители мопедов до недавнего времени часто оказывались безнаказанными. Штраф за вождение мопеда в пьяном виде не превышал 500 рублей, как и для велосипедистов с извозчиками. Теперь, помимо обязательной сдачи экзамена, владельцам мопедов придется регистрировать их, так что им не удастся в случае ДТП бросить свой транспорт и скрыться в ближайшем дворе — а такие случаи, как ни странно, иногда происходили, ведь мопед зачастую стоит дешевле, чем ремонт.
Еще одно нововведение в процедуре сдачи экзаменов — отмена экстерна. Сегодня любой желающий может прийти в ГАИ с медицинской справкой и паспортом, сдать экзамен и получить права. Согласно принятому закону, до сдачи экзаменов будут допускаться только «прошедшие в установленном порядке соответствующую подготовку или переподготовку». Фактически это означает, что в ГАИ будут требовать справку о прохождения курса в автошколе, а сами автошколы должны получить лицензию в ГАИ.
Введение новых категорий, отмечают в ГАИ, приводит российские нормы в соответствие с требованиями Конвенции о дорожном движении. В ГАИ надеются, что введение новых подкатегорий упростит обучение водителей, которые, например, хотят водить небольшие грузовики или микроавтобусы — им не нужно будет сдавать экзамен на управление большегрузными автомобилями или настоящими автобусами соответственно.
Одновременно ГАИ изменило вид международного водительского удостоверения, которое могут получить российские водители. В нем также появляются подкатегории, а также возможность проставления отметки об управлении автомобиля только с автоматической коробкой передач. Для этого напротив соответствующей категории будет ставиться примечание «automatic transmission only».
В ГАИ подчеркивают, что несмотря на введение нового вида удостоверений, обладатели старых водительских прав не должны их срочно обменивать — они будут действительны до срока, который на них указан.