Правительство почти назначено. Ключевое слово — почти. По публичной активности тандемократов можно полагать, что новое правительство будет в значительной степени медведевским. Однако Путин оставляет за собой право «первой ночи». Стало быть, сильного и самостоятельного премьера в России все же не появится.
Элиты волнуются — уже неделю Россия живет без правительства. Затягивание вопроса о назначении кабинета самым отрицательным образом сказывается на функционировании не столько даже бюрократического аппарата, сколько страны вообще. Как какому-нибудь бизнесмену планировать свои расходы, если профильное чиновничество опасается за свои посты? Никак.
Мысль о жизни страны без правительства взволновала и представителей властного тандема. И вот, под камеры Медведев-таки рассказывает Путину, что придумал правительство. Вопрос снят? Ан нет, потому как структуру правительства, предложенную Медведевым, Путин утвердить обещал, а вот персональный состав...
«Персональный состав показывать не будем, чтобы не разжигать избыточный интерес. Я также провёл консультации со всеми кандидатурами в правительство и хотел бы передать Вам, чтобы Вы продолжили консультации с ними», - рассказал Медведев Путину. Путин пообещал консультации с кандидатами продолжить. Иными словами: правительство уже почти сформировано, только вот назвать его состав наши лидеры не торопятся.
Ситуация осложняется тем, что без внятной проговоренности увеличиваются риски: все большее число людей рассчитывает на какие-то посты и в результате окажется обиженным. И чем дальше затягивается процесс генерации решений, тем больше людей окажется в числе недовольных.
Новация налицо — такого рода сигналов при назначении прежних кабминов не устраивали. Разве Фрадков или Зубков что-то предлагали Путину публично? Не припоминается. Тогда было ясно, что премьеры у нас технические, а всю кадровую политику определяет президент. Путин тоже публично не согласовывал с президентом Медведевым состав своего кабинета. Видимо, и тогда всю кадровую политику определял Путин.
Младший же тандемократ просто вынужден приносить публичную присягу старшему. И неоднократно уже это делал: самым ярким примером, разумеется, стало публичное отречение от власти на съезде «Единой России» в сентябре 2011 года. Но и остальные публичные встречи Медведева с Путиным проходит приблизительно по тому же разряду. Всякий раз Медведев демонстрирует, что он, конечно, большой человек, но со своим политическим патроном ни в коем случае не соревнуется.
Правда, шансов на проведение совсем уж своей политики у Медведева немного. Он был и остается заложником договоренностей со старшим по тандему и если уж ему не удалось их пересмотреть за четыре года президентства, то на посту главы правительства сделать это будет совсем уже затруднительно.
В кабинете с большой вероятностью останутся и вполне путинские кадры — просто в противовес новому премьеру. Таким противовесом может вполне выступить нынешений первый вице-премьер Игорь Шувалов, особенных теплых чувств к Дмитрию Медведеву не испытвающий. Да и иные путинцы вполне могут быть делегированы присматривать за Медведевым.
То есть: премьер будет политическим, а не техническим. Но ему придется за свою политику бороться. И шансы на успех у Медведева не очень большие. Хотя непонятно — а нужен ли ему этот успех.