будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
транспорт Совет Федерации
Май 16, 2025
Страна
Карпюк Илья

Право на мопед

Право на мопед
mopedy-2904-1
Не повезло. Источник: Фото: Василий Повольнов/netall.ru

Российский парламент занялся автомобилистам. В пятницу Госдума приняла, а уже в субботу Совет федерации одобрил закон, который радикально изменил количество категорий водительских прав и порядок сдачи экзамена.

Государственная дума подошла к рассмотрению этого законопроекта со всей серьезностью. Он был внесен в Госдуму в сентябре 2010 года. После многих месяцев обсуждения в Комитете по транспорту, поправок и изменений, он был вынесен на голосование в первом чтении в октябре 2011 года. Во втором чтении документ был принят только 19 апреля 2013 года, зато уже через неделю — 26 апреля — депутаты одобрили законопроект в третьем чтении. Сенаторы, в отличие от депутатов, не стали затягивать, и одобрили закон практически мгновенно — в субботу, 27 апреля. Теперь последнее слово осталось за президентом.

Закон вводит новую категорию водительских прав «М» для водителей мопедов и скутеров и обязывает владельцев этих транспортных средств их регистрировать. Также закон позволяет начинающим автомобилистам сдавать экзамен на умение управлять машиной не только на «механике», но и на машинах с коробкой-автоматом, при этом одновременно фактически запрещает сдавать на права экстерном. Поправки вносятся в закон «О безопасности дорожного движения» и в Кодекс об административных правонарушениях.

Мопеды и права

Мопед с момента вступления в силу закона станет таким же полноправным участником движения, как и любой автомобиль. Для того, чтобы им управлять, также будут необходимы водительские права. Права любой категории автоматически позволят их обладателю управлять мопедом, а если человек захочет сдавать экзамен в ГАИ для управления мопедом, то ему будут выданы специальные права категории «M». Если автомобилем можно управлять только с 18 лет, то до мопеда человек допускается с 16.

Фото: Василий Повольнов/netall.ru

Мопеды, то есть двухколесные транспортные средства с объемом двигателя менее 50 кубических сантиметров, в последнее время стали серьезной проблемой на дорогах страны. Сейчас каждое пятое ДТП происходит с участием мопеда — более 22 %, причем их водители чаще всего младше 18 лет. Если в 2011 году количество ДТП с этой категорией транспортных средств выросло на 1,5 процента, то в 2012 — на все 5 процентов.

Водители мопедов часто оказываются безнаказанными. Сегодня за вождение мопеда в пьяном виде полицейский имеет право оштрафовать водителя на 500 рублей — как велосипедиста или извозчика. После вступления закона в силу у нарушителя можно будет изъять права, причем не только на управление мопедом, но и на управление всеми другими видами транспорта.

Большие претензии к мопедам имеют автомобилисты. Мопеды сейчас не нужно страховать, и часто в результате ДТП оказывается, что ремонт даже незначительной вмятины на автомобиле стоит больше, чем весь мопед.

Фактически законодатели достаточно сильно реформируют категории водительских прав в России. Число категорий увеличивается законом вдвое — с существующих пяти до десяти, а также вводится шесть подкатегорий транспортных средств. Специально оговорено, что все водительские удостоверения, выданные до вступления закона в силу, будут признаваться действительными до окончания указанного в них срока, а наличие открытой категории в правах даст право управления транспортными средствами всех ее подкатегорий.

Для небольших мотоциклов с рабочим объемом двигателя менее 125 кубических сантиметров вводится подкатегория «A1», получить которую граждане смогут с 16 лет. Для управления трициклами и квадрациклами можно будет получать права с подкатегорией «B1».

Также вводятся отдельные категории «Tm» (трамваи) и «Tb» (троллейбусы) и устанавливаются возрастные ограничения на получение права управления ими. Управлять пассажирскими автобусами можно только с 21 года.

Сдавать на права категорий B и C (грузовики до 3,5 тонн) можно будет с семнадцати лет, но получить водительское удостоверение человек сможет только после 18.

Права и автоматы

Новый закон разрешает сдавать экзамены в ГАИ на машинах с коробкой-автоматом. Специальной подкатегории для таких автолюбителей не предусмотрено, но в правах будет отдельно указано, что они имеют право ездить только на машинах а автоматической коробкой переключения передач. При этом люди, сдавшие на права на механике, по-прежнему будут вправе ездить и на автомате тоже.

За время постсоветской автомобилизации России выросло уже несколько поколений автолюбителей, которые покупают иностранные авто с автоматической коробкой, никуда за пределы больших городов не выезжают и вообще слабо себе представляют, зачем в магазинах все еще продаются машины с тремя педалями вместо двух.

Зачастую именно эти будущие автолюбители занимались «коррумпированием» ГАИ: они изначально учились ездить на машинах с автоматом, а сдачу практических экзаменов на площадке и в городе просто покупали.

Фото: Василий Повольнов/netall.ru

Еще одно нововведение в процедуре сдачи экзаменов — отмена экстерна. Сегодня любой желающий может прийти в ГАИ с медсправкой и паспортом, сдать экзамен и получить права. Согласно принятому закону, до сдачи экзаменов будут допускаться только «прошедшие в установленном порядке соответствующую подготовку или переподготовку». Фактически это означает, что в ГАИ будут требовать справку о прохождения курса в автошколе, а сами автошколы должны получить лицензию в ГАИ.

Кроме того, закон запрещает предпринимателям принимать на работу водителей, не имеющих российских водительских удостоверений или временного разрешения на право управления транспортными средствами соответствующих категорий.

Теперь закон должен подписать президент Путин, и через 180 дней после публикации его в «Российской газете» документ вступит в силу.

Карпюк Илья
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).