Российский парламент занялся автомобилистам. В пятницу Госдума приняла, а уже в субботу Совет федерации одобрил закон, который радикально изменил количество категорий водительских прав и порядок сдачи экзамена.
Государственная дума подошла к рассмотрению этого законопроекта со всей серьезностью. Он был внесен в Госдуму в сентябре 2010 года. После многих месяцев обсуждения в Комитете по транспорту, поправок и изменений, он был вынесен на голосование в первом чтении в октябре 2011 года. Во втором чтении документ был принят только 19 апреля 2013 года, зато уже через неделю — 26 апреля — депутаты одобрили законопроект в третьем чтении. Сенаторы, в отличие от депутатов, не стали затягивать, и одобрили закон практически мгновенно — в субботу, 27 апреля. Теперь последнее слово осталось за президентом.
Закон вводит новую категорию водительских прав «М» для водителей мопедов и скутеров и обязывает владельцев этих транспортных средств их регистрировать. Также закон позволяет начинающим автомобилистам сдавать экзамен на умение управлять машиной не только на «механике», но и на машинах с коробкой-автоматом, при этом одновременно фактически запрещает сдавать на права экстерном. Поправки вносятся в закон «О безопасности дорожного движения» и в Кодекс об административных правонарушениях.
Мопеды и права
Мопед с момента вступления в силу закона станет таким же полноправным участником движения, как и любой автомобиль. Для того, чтобы им управлять, также будут необходимы водительские права. Права любой категории автоматически позволят их обладателю управлять мопедом, а если человек захочет сдавать экзамен в ГАИ для управления мопедом, то ему будут выданы специальные права категории «M». Если автомобилем можно управлять только с 18 лет, то до мопеда человек допускается с 16.
Мопеды, то есть двухколесные транспортные средства с объемом двигателя менее 50 кубических сантиметров, в последнее время стали серьезной проблемой на дорогах страны. Сейчас каждое пятое ДТП происходит с участием мопеда — более 22 %, причем их водители чаще всего младше 18 лет. Если в 2011 году количество ДТП с этой категорией транспортных средств выросло на 1,5 процента, то в 2012 — на все 5 процентов.
Водители мопедов часто оказываются безнаказанными. Сегодня за вождение мопеда в пьяном виде полицейский имеет право оштрафовать водителя на 500 рублей — как велосипедиста или извозчика. После вступления закона в силу у нарушителя можно будет изъять права, причем не только на управление мопедом, но и на управление всеми другими видами транспорта.
Большие претензии к мопедам имеют автомобилисты. Мопеды сейчас не нужно страховать, и часто в результате ДТП оказывается, что ремонт даже незначительной вмятины на автомобиле стоит больше, чем весь мопед.
Фактически законодатели достаточно сильно реформируют категории водительских прав в России. Число категорий увеличивается законом вдвое — с существующих пяти до десяти, а также вводится шесть подкатегорий транспортных средств. Специально оговорено, что все водительские удостоверения, выданные до вступления закона в силу, будут признаваться действительными до окончания указанного в них срока, а наличие открытой категории в правах даст право управления транспортными средствами всех ее подкатегорий.
Для небольших мотоциклов с рабочим объемом двигателя менее 125 кубических сантиметров вводится подкатегория «A1», получить которую граждане смогут с 16 лет. Для управления трициклами и квадрациклами можно будет получать права с подкатегорией «B1».
Также вводятся отдельные категории «Tm» (трамваи) и «Tb» (троллейбусы) и устанавливаются возрастные ограничения на получение права управления ими. Управлять пассажирскими автобусами можно только с 21 года.
Сдавать на права категорий B и C (грузовики до 3,5 тонн) можно будет с семнадцати лет, но получить водительское удостоверение человек сможет только после 18.
Права и автоматы
Новый закон разрешает сдавать экзамены в ГАИ на машинах с коробкой-автоматом. Специальной подкатегории для таких автолюбителей не предусмотрено, но в правах будет отдельно указано, что они имеют право ездить только на машинах а автоматической коробкой переключения передач. При этом люди, сдавшие на права на механике, по-прежнему будут вправе ездить и на автомате тоже.
За время постсоветской автомобилизации России выросло уже несколько поколений автолюбителей, которые покупают иностранные авто с автоматической коробкой, никуда за пределы больших городов не выезжают и вообще слабо себе представляют, зачем в магазинах все еще продаются машины с тремя педалями вместо двух.
Зачастую именно эти будущие автолюбители занимались «коррумпированием» ГАИ: они изначально учились ездить на машинах с автоматом, а сдачу практических экзаменов на площадке и в городе просто покупали.
Еще одно нововведение в процедуре сдачи экзаменов — отмена экстерна. Сегодня любой желающий может прийти в ГАИ с медсправкой и паспортом, сдать экзамен и получить права. Согласно принятому закону, до сдачи экзаменов будут допускаться только «прошедшие в установленном порядке соответствующую подготовку или переподготовку». Фактически это означает, что в ГАИ будут требовать справку о прохождения курса в автошколе, а сами автошколы должны получить лицензию в ГАИ.
Кроме того, закон запрещает предпринимателям принимать на работу водителей, не имеющих российских водительских удостоверений или временного разрешения на право управления транспортными средствами соответствующих категорий.
Теперь закон должен подписать президент Путин, и через 180 дней после публикации его в «Российской газете» документ вступит в силу.