20 ноября на Пушкинской площади прошел митинг, на который пришли профессора, преподаватели, научные сотрудники МГУ. Вот уже несколько лет эти люди пытаются вернуть свое право на жилье, которого лишились в середине 90-х. Тогдашний мэр Москвы, Юрий Лужков, подписал распоряжение, которое превратило их жилые квартиры в служебные, а статус автономных жилых корпусов - в статус секторов единого нежилого здания. В результате сотни адресов исчезли из всех баз данных жилищного фонда Москвы, а жильцы лишились своих законных прав.
Живут в корпусах К, Л, И, и М (далее - КЛИМ) около 500 человек. Большинство из них - это ученые. Среди них - ветераны ВОВ, орденоносцы, академики РАН, лауреаты российских и международных научных премий. Больше 15 лет они жили фактически в положении крепостных. Жильцы не могут прописать родственников в свои квартиры, получить жилищные документы на руки, продать или приватизировать жилье. Физически они живут в тех же квартирах, а по документам этих квартир не существует. Нет и адресов, которые указаны в их паспортах.
Эта абсурдная ситуация уходит корнями в 50-е годы прошлого века. Тогда ученым МГУ предложили сдать свои квартиры государству и переехать в жилые корпуса КЛИМ на Ленинских горах. Люди так и сделали, заключив, предварительно, с университетом договоры социального найма. В то время и вплоть до 1994 года они свободно распоряжались своими квадратными метрами: могли их продавать, сдавать в наем, прописывать родственников. Напряжение между университетом и жильцами стало расти после закона о приватизации. Тогда граждане России получили возможность бесплатно приватизировать свое жилье. Жильцы корпусов КЛИМ тоже надеялись реализовать это право. Но университет заявил, что эти здания приватизации не подлежат.
После подписанного Лужковым распоряжения от 30 декабря 1994 г. № 653-РМ «климовцы» лишились не только права на приватизацию, а вообще всех жилищных прав. С этого момента люди живут с постоянной опаской быть выселенными, а действия, связанные с распоряжением своей квартирой, приходится согласовывать с МГУ.
«Договориться с ректоратом крайне сложно. Над жильцами попросту издеваются, не давая зарегистрировать по месту жительства родителей, детей, супругов, отказывая в праве на получение копий документов на квартиры (ордеров и договоров социального найма), лишая без уведомления регистрации вернувшихся из длительной командировки и т.д.», - рассказывает Татьяна Пигарева, кандидат филологических наук, историк Москвы, заведующая отделом культуры Института Сервантеса.
Истории жителей КЛИМ. очень похожи. Ивану Пигареву, доктору биологических наук, удалось прописать своих внучек только через суд. Администрация МГУ просто не давала на это своего согласия.
«Я приходил в администрацию университета, а мне говорили «Мы знаем, что это противозаконно, но прописать сможем вас только через суд». Чтобы реализовать положенное мне по закону право, приходилось тратить свое время и деньги на суды», - говорит он.
Ирина Фролова – внучка Владимира Фролова, участника ВОВ, доктора геолого-минералогических наук, заслуженного профессора МГУ, академика РАЕН рассказывает о ситуации, в которой оказалась ее семья: «В 1964 году, сдав предварительно государству двухкомнатную квартиру в доме №14 на Ломоносовском проспекте, наша семья въехала в новую квартиру в корпусе «И», на территории МГУ. Мои родители работали на геологическом факультете МГУ большую часть своей жизни, стали профессорами, награждены различными наградами и званиями»
В 2005 году родители решили переехать жить к дочке и обратились в жилищный отдел МГУ за помощью. Они просили в ректорате обменять квартиру в корпусе «И» на другую жилплощадь – ту, которой можно свободно распоряжаться. Администрация МГУ не растерялась и предложила Фроловым подарить свою однокомнатную квартиру в корпусе МГУ, а взамен получить трехкомнатную на условиях коммерческого найма. Другими словами, людям предлагали подарить свое жилье, а самим снять квартиру.
«Родители еще помнили обещание ректора в 80-х годах переселить их в специально строящиеся для сотрудников МГУ новые дома. Они поверили, но обещания университета оказались словами на ветер», - говорит Ирина Фролова.
В 2000-е годы на землях МГУ «Интеко» Елены Батуриной построила три комплекса жилых домов - 4218 квартир, 30% которых «Интеко» передали в пользование университета. Но ни одну из них администрация МГУ не предложила для переселения жильцов КЛИМ.
Жильцы неоднократно обращались и в ректорат, и администрацию президента, писали и лично Дмитрию Медведеву. Чиновники приходили в ужас от таких фактов – и… отвечали отписками. Ректорат МГУ долгое время равнодушно молчал, а недавно отреагировал.
«На днях ректорат организовал митинг, туда в приказном порядке созвали студентов. Им сообщили, что якобы кучка бандитов пытается приватизировать университетские площади и что, мол, давайте, не допускать этого беспредела», - рассказывает Татьяна Пигарева.
Основной тезис университета - квартиры в корпусах КЛИМ предоставлялись как служебные. Однако, это не так. Во-первых, у жильцов есть правоустанавливающие документы – ордера на обмен квартиры, договоры социального найма. Да и кто же обменяет свою квартиру на временное служебное жилье? Более того, по Жилищному кодексу (ст.104), профессорско-преподавательский состав не входит в категорию граждан, которой полагается служебное жилье.
МГУ утверждает, будто квартиры КЛИМ не могут быть по закону приватизированы. Но закону противоречит как раз эта позиция: согласно ст.2 ФЗ РФ №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», «граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в… оперативном управлении учреждений…, на условиях социального найма, вправе… приобрести эти помещения в собственность».
Мэр Сергей Собянин в прошлом году отменил распоряжение Лужкова, так ухудшившее жизнь обитателей КЛИМа. Однако этого мало. Еще нужно восстановить права жильцов, вернув их квартирам статус жилых помещений.
Адвокат Московской городской коллегии адвокатов Валериан Веселый уверен, что единственно законный выход из этой ситуации - это предоставить людям отобранное право на заключение договора социального найма. «Речь идет не о приватизации, элементарно нарушено жилищное законодательство. Сейчас любого вправе выселить их из квартиры. Поэтому только после заключения договора социального найма, можно предлагать какие-то разумные варианты переселения. Тогда все будет по закону», - комментирует он.
«Как может университет учить студентов журналистике, юриспруденции, если сам нарушает законы?» - твердили возмущенные на митинге.
Они вышли на Пушкинскую площадь с лозунгами «Неправовое поле на Воробьевых горах. МГУ - вне конституции», «Ветераны войны лишены прав на жилье», «Академиков и ветеранов - в бомжи?», «МЭР Москвы, мы тоже москвичи».
В тот же день Дмитрий Медведев поручил Сергею Собянину восстановить нарушенные права сотрудников МГУ. По указу президента, университет должен заключить с жильцами договоры социального найма на эти квартиры. Узнав об этом, митингующие сменили гнев на милость, и на радостях сразу после митинга подписали благодарственное обращение на имя президента. Надеемся, что они не поспешили.