Председатель Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан В.Слепак предложил ввести систему добровольной сертификации «Православный стандарт». Пока стандарт остается неразъясненным.
Пояснение только такое: «Основная задача системы добровольной сертификации "Православный стандарт" — экспертиза производимой в России продукции с учетом православного подхода к основным принципам организации производства, выявление ее наиболее качественных и экологически безопасных аналогов», — из письма автора Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.
Тут пока непонятно: это о православии или об экологии? О духовном или же, напротив, о физиологии? То есть, как-то они связаны, но как именно (в данном случае)? Но далее автор идеи отмечает, что "подобные системы добровольной сертификации есть и у мусульман («халяльный продукт») и иудеев («кошерный продукт»)". Это поясняет тему: из предыдущего абзаца вовсе не следовало, что речь идет именно о еде — мало ли какие производства надо организовать правильно. А теперь ясно — это о еде.
Но тогда загвоздка с мусульманами и иудеями — что ли они вот только что, типа в прошлом потребительском сезоне ввели эти дела? Не раскрыта и тема "добровольной сертификации" – в смысле, ее механизма. У иудеев и мусульман, вроде, наоборот: что-то не едят, потому что не положено, а не потому, что кто-то сертифицирует производителя? Но в христианстве запретных продуктов нет – за вычетом постов, но с постными меню в РФ уже, вроде, разобрались? Ну и да – если есть православные ограничения, то православие, значит, по продуктовому принципу совсем уходит от прочего христианства. Впрочем, ну да: просфоры и гостии, квасной хлеб и пресный. Существенная разница, еще с 1054-го.
Соответственно, пора уточнить, кто есть автор. В ОПРФ он представлен так: "Председатель редакционного совета официального периодического печатного издания «Воинское братство», сопредседатель Союза потребителей Российской Федерации. В ОПРФ он председатель Комиссия по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан , член Совет Общественной палаты Российской Федерации, член Межкомиссионная рабочая группа по подготовке проекта ежегодного доклада Общественной палаты о состоянии гражданского общества в Российской Федерации".
Что до ОПРФ, то есть нюанс в самой публикации, на ее сайте — это вовсе не самостоятельная новость, но так: "Пресс-служба Общественной палаты РФ по материалам pravmir.ru". То есть, это не инициатива ОП РФ, а просто ее член написал Патриарху, сайт "Православный мир" это обнаружил и оформил, после чего на сайте ОП РФ эту историю перепечатали слово в слово. "Православный мир" — это вообще такой проект и там можно найти другие случаи общественной активности В.Слепака.
Их немного, в январе 2014-го он поддержал инициативу партии "Справедливая Россия", "которая предложила запретить пропагандировать употребление спиртного и связывать распитие алкогольных напитков с русскими традициями" ("...как можно воспринимать как традицию тяжелую форму заболевания, связанного с расстройством психической деятельности, тем более в России").
А в январе 2015-го он, с другими членами Общественной Палаты предлагал "не продлевать многомиллионных контрактов с иностранными спортсменами и тренерами, направив средства на поддержку ДЮСШ и паралимпийцев". В.Слепак: «Сегодня мы часто читаем и не удивляемся тому, что наши футбольные клубы входят в топ клубов по средствам, потраченным на закупку легионеров. Наши результаты, к сожалению, не идут ни в какое сравнение с этими затратами. Поддержка отечественного спорта — одно из самых наглядных и, может быть, самых достойных проявлений патриотизма. И сегодня одна из наших основных задач — сделать наши спортивные секции доступными для граждан со средним достатком и малообеспеченных. Только развивая массовый спорт, спорт инвалидов, мы сможем, несмотря на кризис, вырастить новое поколение спортсменов и повторить триумф сочинской Олимпиады».
Собственно, новизны тут немного. Вот, летом протоиерей В.Чаплин рассказал об идее создать банковские продукты, «которые будут связаны с нравственными ценностями». Все время что-то такое производится на тему православных улучшений жизни в совершено конкретных отраслях, к ней не относящихся. Что уж обо всяких литературе и искусстве. Теперь некоторые детали, которые, возможно, пояснять, что автор имел в виду теперь:
"Особое внимание в рамках добровольной сертификации будет отведено монастырской продукции. «Такой подход позволит эффективно реализовать один из важных принципов — подтвердить не только высокое качество и безопасность продукции, но и оценить ее положительное влияние на духовное и физическое здоровье людей», — говорится в письме.
Там отмечается, что товары со знаком соответствия «Православный стандарт» могут продвигаться на выставках, которые станут альтернативами существующим ярмаркам, зачастую, не имеющим никакого отношения к православию.
Без внимания не должны остаться услуги турагентств, занимающихся организацией паломнических туров, деятельность которых должна быть оценена не только с точки зрения качества оказания услуг, но соответствовать православному подходу к организации и проведению паломнических туров.
"Оценить ее положительное влияние на духовное и физическое здоровье людей" - хорошая задача, особенно на духовное. Но вот тема монастырских продуктов уже так развилась в РФ, что уже есть ощущение, будто монастыри это отрасль легкой промышленности. Некие выставки по "православному стандарту" — вполне маркетинговая идея, ну по крайней мере — копирайтерская. Но что такое "православный подход к организации паломнических туров", туда склонны вписываться нехристи-иноверцы?
То есть, вот примеров бы... Хоть положительных, хоть негативных. И механизм бы тоже, а то как совместить добровольность с фразами: "Особое внимание в рамках добровольной сертификации будет отведено монастырской продукции", "... могут продвигаться на выставках, которые станут...", "Без внимания не должны остаться..." Без чьего внимания, кем будет отведено и будет продвигаться, что за устройство-то такое?
И, главное, системное: что же, все-таки, такое - "православный подход к основным принципам организации производства"? Ну, это ж не только окропление стартапов, а что?
Ну вот видно же, что автор искренне хочет, чтобы все стало как-то лучше, чтобы стандарт спас и сохранил. Даже не обязательно, что его что-то конкретно пугает, отчего он и производит эти все идеи. Может, он просто хочет, чтобы стало еще более лучше и, по возможности, сразу навсегда. Ну да, интересно, как он это себе представляет. Но то, что должно получиться в результате — не расписано, причем — никем из таких авторов. А тогда что? Только ощущение тревожности, которая заставляет этих людей все время предлагать что-то такое. Ну или для них это и есть православный подход к умственной деятельности.