Российская власть называет сложившиеся из-за пандемии обстоятельства чем угодно — «ситуацией», «самоизоляцией», «карантином». И задает правила игры, не «включая» режим чрезвычайной ситуации.
Публично называть текущие условия можно как угодно. Но, с точки зрения права, поведение властей выглядит странным: основополагающие конституционные свободы — например, право на свободу передвижения, собраний, пребывания и жительства — ограничены. Государство не снимает с бизнеса обязательств — только откладывает, без дополнительной поддержки.
В юридическом сообществе процесс нормотворчества в ходе пандемии окрестили «вируспруденцией». Вместо того чтобы использовать действующее законодательство, власти прокладывают обходной путь, который противоречит действующим нормам.
В России на случай пандемии и иных напастей существовала довольно четкая система правового регулирования мер, которые могут быть предприняты властями.
Режим чрезвычайного положения (ЧП) — самый жесткий. Он даже отдельно определен Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении». Конституционным — потому что предусматривает «ограничения прав и свобод с указанием пределов их действия». Вводить ЧП может только президент с одобрения Совета Федерации. В указе о ЧП глава государства должен объяснить причины его введения (дела где-то должны быть совсем плохи), территорию действия, особые полномочия и ограничиваемые права, а также срок их ограничения. Это может быть запрет собраний, свободы передвижения, введение карантина и некоторые другие.
Еще одна важная деталь — 29-я статья закона, которая предусматривает и выплаты мобилизованным на ликвидацию ЧП, и компенсации пострадавшим от ликвидации ЧП — как гражданам, так и компаниям.
Режим чрезвычайной ситуации. Определен Законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Этот режим могут вводить региональные власти. Он не предусматривает ограничения прав и свобод (если не считать свободой желание гражданина оказаться в эпицентре пожара или поехать в зону наводнения). В чрезвычайной ситуации работают профессионалы по особому алгоритму, и она не затрагивает остальные сферы жизни людей и работы госорганов.
Режим повышенной готовности. Это часть Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Суть — в особых действиях особых органов (МЧС и, возможно, других организаций), которые должны быть готовы к защите граждан от чрезвычайной ситуации. Граждан в этом случае никто не трогает, разве что информирует.
До 1 апреля никакой ответственности простых людей за нарушение режима не было. Наказывали только тех, кто должен эти ситуации предотвращать, а граждан — защищать.
Также смотрите материал «Режим повышенной готовности, ЧС, чрезвычайное положение. В чем разница?».
Двоих жителей Туапсе оштрафовали на 15 тысяч за отсутствие разрешений на выход из дома. Правда, пропуска стали обязательными для жителей города только на следующий день, 3 апреля, пишет «Кавказский узел».
— Лентач (@oldLentach) April 14, 2020
Прокуратура города вынесла протест на решение суда. pic.twitter.com/ZFC7vHvdtP
Вместо введения режима ЧП началось противоправное законотворчество: посыпались указы, приказы, постановления губернаторов, чиновников, противоречащие законодательству.
Анатолий Семенов, юрист Российского союза промышленников и предпринимателей, который внимательно мониторил все правовые события последних дней, отметил в разговоре с Полит.ру: «У многих юристов, в том числе у меня, есть предположение, что Кремль не хотел быть гонцом дурной вести, а также хотел избежать компенсации убытков, которые предполагает режим ЧП. Понятно, что электорально ЧП не выгодно объявляющему, да и по деньгам — чистый убыток. Происходит как в знаменитой песне: "А в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо, всё хорошо". Так и деньги целы, и репутация».
Всё бремя работы по сдерживанию пандемии свалилось на регионы, так что их противозаконные акты с человеческой точки зрения можно понять. Первым стал Сергей Собянин, издавший указ «О введении режима повышенной готовности». После ряда изменений мэр обязал всех жителей Москвы сидеть дома и не отходить от него больше чем на 100 метров, в ближайшую аптеку и за продуктами.
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Кибердянск (@cyberdyansk)20 Авг 2019 в 3:34 PDT
Получилось некрасиво, и многие адвокаты и правозащитники заявили об этом. Однако Госдума быстро исправила правовую коллизию. В Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» внесли исправления: они предусматривают, что правительство, как и региональные власти, может устанавливать «обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации».
«Получается, теперь любой губернатор совершенно законно может на территории своего региона объявить режим ЧС или повышенной готовности и запретить гражданам выходить из дома и собираться на улице, предпринимателям — вести деятельность и т. д. Таким образом, теперь ограничивать права и свободы граждан можно очень легко и быстро, и не только в режиме ЧП. Еще интересно, что одновременно были внесены изменения в избирательное законодательство. Если раньше выборы могли отложить при ЧП, то теперь это можно делать в режимах ЧС и повышенной готовности (п. 1 ст. 10.1 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав…"). В общем, теперь режимы ЧС и повышенной готовности мало чем отличаются от режима ЧП», — пояснил в своем блоге правовед Артем Русакович.
Также депутаты оперативно внесли изменения и в Кодекс РФ об административных правонарушениях. С апреля за невыполнение прав поведения при ЧС можно присуждать огромные штрафы — до 40 тысяч рублей для обычных людей, до 150 тысяч — для должностных лиц, и для юрлиц — до 500 тыс. рублей.
В пункте 17.1 Указа мэра Москвы установлено, что коронавирусная инфекция является обстоятельством непреодолимой силы. Коронавирусная пандемия вне всякого сомнения может быть приведена в качестве обстоятельства непреодолимой силы, но решение об этом принимает суд. Мэр как глава исполнительной власти субъекта федерации не мог своим указом урегулировать договорные отношения частных лиц.
Юристы коллегии адвокатов Delcredere даже составляют юридический справочник для прояснения важных вопросов в существующей правовой неразберихе.
Они отмечают, что «обстоятельства непреодолимой силы не существуют в вакууме — они устанавливаются судом применительно к конкретному договорному обязательству. Предприниматель должен доказать, что не исполнил свое обязательство вследствие форс-мажора. Тогда он не будет нести ответственность за нарушение договора (см. п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса). При этом само обязательство остается в силе и должно быть исполнено, когда обстоятельства непреодолимой силы пройдут. Не действуют лишь меры ответственности: возмещение убытков, уплата неустойки и пр.
UPD: ребята, хейт Яндекса не задача поста. Пожалуйста. Никаких никому бойкотов. ✅- вот таким значком - позитивные...
Опубликовано Анастасией Татуловой Вторник, 14 апреля 2020 г.
Форс-мажор не является основанием для неисполнения денежных обязательств. Сторона договора не может сослаться на падение доходов из-за пандемии и не платить.
«Форс-мажор — это непредвиденное обстоятельство чрезвычайной и непреодолимой силы. Оно не может быть универсально установлено указом мэра или еще каким-то образом. Оно может быть установлено только судом в отношении конкретных обстоятельств и обязательств. Пандемия не является форс-мажором для денежных обязательств в силу прямого указания пункта 3 статьи 401 ГК. Форс-мажор как причина для возврата денег, например, организаторами концертов, разрешается не в плоскости отсутствия денег как такового, а в установлении причин невозможности исполнения основного обязательства, а именно — услуг по публичному исполнению концерта. Концерт как неденежное обязательство имеет непосредственную причинно-следственную связь с пандемией, ибо его проведение: а) противоречит указам публичной власти о запрете мероприятий, и б) может причинить вред жизни и здоровью граждан. И именно это (а не само по себе отсутствие денег) является основанием для применения форс-мажорных норм закона в случае, если при переносе срока оказания услуги заказчик (потребитель) требует вернуть деньги вместо ожидания ее оказания», — привел пример в разговоре с Полит.ру Анатолий Семенов.
В общем, именно суд признает (или нет) коронавирусную пандемию форс-мажором. Это не зависит от указа мэра. Это должно быть доказано.
Юристы в любом случае советуют как можно быстрее сообщить о финансовых затруднениях контрагенту, чтобы за столом переговоров прийти к решению.