Госдума в пятницу одобрила в первом чтении пакет поправок к закону о противодействии терроризму, внесенный депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым. В голосовании участвовали члены только двух думских фракций – «Единой России» и «Справедливой России» (некоторые депутаты последней проголосовали против). В КПРФ и ЛДПР назвали поправки «правовым браком» и воздержались от голосования. Новые законопроекты содержат ряд жестких мер, некоторые из которых противоречат Конституции, в том числе предложение лишать террористов российского гражданства и запрет на выезд за рубеж лицам, которым вынесено предупреждении о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений по статьям о терроризме и экстремизме.
Принятые в первом чтении поправки усиливают ответственность за терроризм и экстремизм, а также вводят в Уголовный кодекс новые составы преступлений. В частности поправки содержат понятие «акт международного терроризма». Таковым предлагается признать теракт, который был совершен за пределами России, но в результате которого подверглись опасности жизнь и здоровье россиян.
В поправках оговариваются антитеррористические меры упредительного характера – «несообщение о преступлении террористической направленности» и «содействие экстремистской деятельности». Вводится уголовное наказание за сокрытие информации о преступлениях, связанных с терроризмом, захватом заложников, организацией незаконного вооруженного формирования, угоном самолета, с посягательством на жизнь государственного или общественного деятеля, с захватом власти, организацией вооруженного мятежа и нападением на представителя иностранного государства.
Авторы поправок фактически предлагают создать новую категорию граждан, которым будет запрещен выезд за рубеж. В нее войдут лица с непогашенной и неснятой судимостью за преступления террористической и экстремистской направленности. Что касается «экстремистских» преступлений, то это – крайне обширная подборка статей с неопределенными формулировками, которые, как неоднократно отмечали правозащитники, открывают путь для злоупотреблений. Также на пять лет предлагается запретить выезд лицам, которым было объявлено официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений по террористическим и экстремистским статьям.
Помимо этого предлагается увеличить количество оснований для введения режима контртеррористической операции. До 14 лет будет понижен минимальный возраст ответственности за террористические преступления. Операторов связи предлагается обязать в течение трех лет хранить и предоставлять госорганам сведения о звонках и сообщениях абонентов. По мнению авторов поправок, операторы должны раскрывать содержание перехваченных звонков, а также изображений, звуков и «иных сообщений» абонентов.
Пакет законопроектов отказались поддержать КПРФ и ЛДПР. Заместитель председателя комитета Госдумы по законодательству Юрий Синельщиков заявил, что коммунисты не будут голосовать за поправки в таком виде, в каком они представлены сейчас. По его словам, они должны пройти процедуру широкого обсуждения, в том числе в его комитете, а также в Генпрокуратуре и среди правозащитников. Кроме того, в КПРФ воспротивились расширению полномочий следователей и понижению возраста уголовного преступления.
«Не следует подростка отправлять в места лишения свободы лишь за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, за членство в террористическом сообществе, за несообщение о преступлении», - считает Синельщиков.
Депутат Сергей Иванов из фракции ЛДПР назвал внесенные законопроекты «правовым браком». По его мнению, предлагаемые меры, вместо эффективной борьбы с терроризмом, «наплодят» множество уголовных дел. Он напомнил, что по Конституции никто не может быть лишен российского гражданства. При этом основной закон не оговаривает, касается ли это второго российского гражданства или единственного.
В правовом управлении Госдумы указали на ряд несоразмерных и несправедливых расхождений. Как отмечают думские юристы, предлагаемое наказание за международный террористический акт гораздо суровее, чем за совершение теракта на территории России, а наказание за пособничество выше, чем за терроризм. С этими доводами согласились и в Верховном суде.
Яровая, отвечая на критику коллег, заверила, что ни одна из предлагаемых поправок не ограничивает права и свободы граждан, все они направлены на усиление мер безопасности, профилактики и ответственности, которые применяются к лицам, совершающим преступления.
Профессор кафедры конституционного и административного права Высшей школы экономики Илья Шаблинский отмечает, что предложенные поправки либо избыточны, то есть повторяют уже действующие положения уголовного кодекса, либо вводят бессмысленные или необоснованные ужесточения. Шаблинский также обратил внимание на противоречащее Конституции предложение о лишении гражданства и раскритиковал намерение ограничить выезд лицам, которым предъявлено официальное предостережение.
«Предостережение — это административная мера, которая предусмотрена рядом подзаконных актов МВД и ФСБ. Согласно Конституции РФ государство не может ограничить право человека на выезд из страны ни по этому, ни по какому-либо иному основанию. Да и смысла в этих нормах я не вижу, если речь идет о потенциальных террористах. Чего мы добиваемся? Ну вот собирается он уехать в Ливан или в Сирию, а мы ему — нет, брат, ты террорист, оставайся в России», - заметил Шаблинский.
В апреле известная экспертная организация «Международная кризисная группа» представила доклад, в котором сделан неожиданный вывод: для обеспечения безопасности проведения Олимпиады в Сочи власти способствовали отъезду боевиков за границу, а затем перекрыли им путь домой введением уголовной ответственности за участие в боевых действиях на территории других государств.