будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Госдума законотворчество терроризм
Июль 20, 2025
Страна
Корепанов Глеб

«Правовой брак» под антитеррористическим соусом

«Правовой брак» под антитеррористическим соусом
o_650647
Ирина Яровая. Фото: vesti.ru

Госдума в пятницу одобрила в первом чтении пакет поправок к закону о противодействии терроризму, внесенный депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым. В голосовании участвовали члены только двух думских фракций – «Единой России» и «Справедливой России» (некоторые депутаты последней проголосовали против). В КПРФ и ЛДПР назвали поправки «правовым браком» и воздержались от голосования. Новые законопроекты содержат ряд жестких мер, некоторые из которых противоречат Конституции, в том числе предложение лишать террористов российского гражданства и запрет на выезд за рубеж лицам, которым вынесено предупреждении о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений по статьям о терроризме и экстремизме.

Принятые в первом чтении поправки усиливают ответственность за терроризм и экстремизм, а также вводят в Уголовный кодекс новые составы преступлений. В частности поправки содержат понятие «акт международного терроризма». Таковым предлагается признать теракт, который был совершен за пределами России, но в результате которого подверглись опасности жизнь и здоровье россиян.

В поправках оговариваются антитеррористические меры упредительного характера – «несообщение о преступлении террористической направленности» и «содействие экстремистской деятельности». Вводится уголовное наказание за сокрытие информации о преступлениях, связанных с терроризмом, захватом заложников, организацией незаконного вооруженного формирования, угоном самолета, с посягательством на жизнь государственного или общественного деятеля, с захватом власти, организацией вооруженного мятежа и нападением на представителя иностранного государства.

Авторы поправок фактически предлагают создать новую категорию граждан, которым будет запрещен выезд за рубеж. В нее войдут лица с непогашенной и неснятой судимостью за преступления террористической и экстремистской направленности. Что касается «экстремистских» преступлений, то это – крайне обширная подборка статей с неопределенными формулировками, которые, как неоднократно отмечали правозащитники, открывают путь для злоупотреблений. Также на пять лет предлагается запретить выезд лицам, которым было объявлено официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений по террористическим и экстремистским статьям.

Помимо этого предлагается увеличить количество оснований для введения режима контртеррористической операции. До 14 лет будет понижен минимальный возраст ответственности за террористические преступления. Операторов связи предлагается обязать в течение трех лет хранить и предоставлять госорганам сведения о звонках и сообщениях абонентов. По мнению авторов поправок, операторы должны раскрывать содержание перехваченных звонков, а также изображений, звуков и «иных сообщений» абонентов.

Пакет законопроектов отказались поддержать КПРФ и ЛДПР. Заместитель председателя комитета Госдумы по законодательству Юрий Синельщиков заявил, что коммунисты не будут голосовать за поправки в таком виде, в каком они представлены сейчас. По его словам, они должны пройти процедуру широкого обсуждения, в том числе в его комитете, а также в Генпрокуратуре и среди правозащитников. Кроме того, в КПРФ воспротивились расширению полномочий следователей и понижению возраста уголовного преступления.

«Не следует подростка отправлять в места лишения свободы лишь за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, за членство в террористическом сообществе, за несообщение о преступлении», - считает Синельщиков.

Депутат Сергей Иванов из фракции ЛДПР назвал внесенные законопроекты «правовым браком». По его мнению, предлагаемые меры, вместо эффективной борьбы с терроризмом, «наплодят» множество уголовных дел. Он напомнил, что по Конституции никто не может быть лишен российского гражданства. При этом основной закон не оговаривает, касается ли это второго российского гражданства или единственного.

В правовом управлении Госдумы указали на ряд несоразмерных и несправедливых расхождений. Как отмечают думские юристы, предлагаемое наказание за международный террористический акт гораздо суровее, чем за совершение теракта на территории России, а наказание за пособничество выше, чем за терроризм. С этими доводами согласились и в Верховном суде.

Яровая, отвечая на критику коллег, заверила, что ни одна из предлагаемых поправок не ограничивает права и свободы граждан, все они направлены на усиление мер безопасности, профилактики и ответственности, которые применяются к лицам, совершающим преступления.

Профессор кафедры конституционного и административного права Высшей школы экономики Илья Шаблинский отмечает, что предложенные поправки либо избыточны, то есть повторяют уже действующие положения уголовного кодекса, либо вводят бессмысленные или необоснованные ужесточения. Шаблинский также обратил внимание на противоречащее Конституции предложение о лишении гражданства и раскритиковал намерение ограничить выезд лицам, которым предъявлено официальное предостережение.

«Предостережение — это административная мера, которая предусмотрена рядом подзаконных актов МВД и ФСБ. Согласно Конституции РФ государство не может ограничить право человека на выезд из страны ни по этому, ни по какому-либо иному основанию. Да и смысла в этих нормах я не вижу, если речь идет о потенциальных террористах. Чего мы добиваемся? Ну вот собирается он уехать в Ливан или в Сирию, а мы ему — нет, брат, ты террорист, оставайся в России», - заметил Шаблинский.

В апреле известная экспертная организация «Международная кризисная группа» представила доклад, в котором сделан неожиданный вывод: для обеспечения безопасности проведения Олимпиады в Сочи власти способствовали отъезду боевиков за границу, а затем перекрыли им путь домой введением уголовной ответственности за участие в боевых действиях на территории других государств.

Корепанов Глеб
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).