Второй раз после выборов в публичном пространстве возникает тема новой правой партии. Сильной и претендующей на победу. Неделю назад с этой идеей выступил Владислав Сурков, теперь Алексей Кудрин, которого в лидеры к правым прочили давно. Кажется, партия и впрямь появится. Вопрос не поздно ли.
Отставка для политика — прекрасное время для того, чтобы вспомнить о своих убеждениях. В остальное время приходится соответствовать некоторым реалиям политической жизни: учитывать интересы команды, соответствовать нормам бюрократической практики и просто пытаться понравиться народу. Да и ответственность высока. Но после отставки интересы команды уже не столь важны (особенно, если ушел после конфликта, а не в результате проигрыша команды), бюрократические принципы не давят, бабушку из Саратова можно не ублажать, а ответственности более почти никакой.
Очередное подтверждение этому дал Алексей Кудрин, выступивший с настоящим программным интервью «Ведомостям». Разговор в интервью идет преимущественно о вещах политических — выборах в Госдуму, политическом спектре, политике правительства в последние годы. Алексей Кудрин не сказал ничего неприемлимого для властей. Однако по меркам российского политического истеблишмента его интервью едва ли не крамола. Чего стоит хотя бы вынесенное в заголовок утверждение, что его и Владимира Путина нельзя назвать единомышлиннеками.
Перед нами в интервью появляется идеальный правый — сторонник малого по российской традиции участия государства в экономике, свободных и честных выборов. Противник «Единой России» и так далее.
Кудрин признался, что ему и предлагали возглавить партию «Правое дело», подтвердив слухи полуторалетней давности. Предлагал, по словам Кудрина, президент Дмитрий Медведев, но бывший министр финансов был вынужден отказаться. По двум причинам: во-первых, у него были невыполненные обязательства в правительстве, а во-вторых, он считал, что полезнее было бы появление новой правой партии, а не реанимация полумертвого на тот момент «Правого дела».
О Кудрине в качестве лидера «Правого дела» и впрямь говорили много. Бывший сопредседатель партии Леонид Гозман на одном из брифингов для журналистов говорил, что партия ждет «подхода основных сил», намекая на нового лидера из числа либералов в правительстве. Кончилось известно чем. Правые все-таки договорились о новом лидере, на роль которого пригласили бизнесмена Михаила Прохорова, но проект был свернут в Кремле, аккурат накануне выборов.
Теперь, полагает Кудрин, картина изменится. «Новому правительству для осознания ситуации потребуется время. Но пока они будут собираться с мыслями, потеряют время, которое сейчас очень дорого. Параллельно возникнет новая либеральная партия, которая станет говорить об этих проблемах. В эту партию пойдут люди с опытом, люди из бизнеса. Постепенно станет меняться политическая картина», - заявил он в интервью. Фактически это политическая декларация и даже можно усмотреть заявку на лидерство в этом процессе, а не чисто экспертную оценку. К тому же уровень силы прогнозиста и наличие инсайда у бывшего чиновника. Который десять лет провел вблизи от центров принятия решений должны быть очень сильны.
О создании новой правой партии на прошедшей поствыборной неделе говорил и первый замглавы администрации президента Владислав Сурков, которого беспокоило отсутствие на политической карте партии «раздраженных городских сообществ».
И как удовлетворить спрос на ответственность власти со стороны среднего класса, условно называемого «правыми» или «либералами». «Правое дело», в его нышнем состоянии очевидно неспособно на удовлетворение этого запроса, как и «Яблоко», которому даже альтернативные центризбиркомовоским прикидки ассоциации «Голос» дают лишь 4,5 с половиной процента при честных выборах и на росте антивластных настроений.
Однако в запуск нового политического проекта пока слабо верится. То есть — запустить-то его можно, но вот когда он даст результат? Даже если во главе «новых правых» (в России уже была организация с таким названием — едва ли не все ее лидеры теперь работают на власть) встанут сразу Кудрин. Прохоров и Вацлав Гавел, все равно выборы лишь через пять лет. И даже выборы в Мосгордуму состоятся не завтра.
Впрочем, это лирика. Перезапуск правого проекта в любом случае был бы полезен с точки зрения оживления политической конкуренции. Наличие левого парламента при в целом правой власти — странное явление. Потому власти и нужен сервильный парламент, ничего не решающий. Отсюда и подтасовки на выборах — иначе опереточная думская оппозиция вдруг может вспомнить о своих левых «убеждениях».
В этом смысле Кудрин прав: правая партия будет создаваться. И основной кадровый вопрос: не лидер ли новых правых дал интервью «Ведомостям»? Он же заявил, что не собрается обратно в госуправление. В ближайшей, по крайней мере. Перспективе.