Правый блок выступил с идеологической декларацией
Вчерашнее заседание актива «Правого дела» в Колонном зале Дома Союзов можно считать самой крупной конференцией движения со дня ее основания, по крайней мере, в Москве v на заседании пристутсвовали около полутора тысяч человек из входящих в правый блок партий и просто сочувствующих. Очевидно, что отчасти это связано и с изменившейся политической ситуацией v более содержательные с точки зрения экономического анализа локальные пресс-конференции лидеров блока v обычно Гайдар плюс кто-то v на время уступили место совместным выступлениям более декларативного характера. Темой собрания актива стала презентация «Платформы для объединения», которую Координационный совет Оргкомитета коалиции предлагает всем заинтересованным организациям.
После краткого выступления Бориса Федорова, который, в частности, сказал, что «истерика вокруг югославского конфликта и импичмента устроены для того, чтобы отвлечь общество от того факта, что за семь месяцев своего существования правительство ничего не сделало», Егор Гайдар приступил к собственно презентации Декларации.
Обратим внимание на существенные детали Платформы:
Если раньше «Правое дело» не было едино в отношении к правительству, в основом солидаризуясь в трактовке фигуры вице-премьера Маслюкова, то теперь в речи Гайдара критика «правительства Примакова-Маслюкова» шла на первом месте в разделе «Что нас объединяет». По словам Гайдара, «правительство Примакова-Маслюкова показало полную неспособность в экономической политике, чему служат свидетельством:
- резкое падение уровня жизни;
- рекордный рост числа бедных;
- продолжающееся сокращение валютных резервов;
- несостоятельная налоговая политика;
- действия, направленные на выход из режима конвертации рубля».
(Под «действиями, направленными на выход из режима конвертации рубля» Егор Гайдар понимает решение Геращенко запретить банкам-нерезидентам расходовать рубли со своих корреспондентских счетов на покупку валюты, принятое в начале апреля и фактически означающее односторонний выход из режима конвертируемости валют. Подробнее об этом читайте в статье Ирины Ясиной «Кредиты МВФ и конвертируемость рубля» на «Полит.Ру».)
Действия правительства напрямую связаны с активностью Государственной Думы: «На первом плане отнюдь не экономические проблемы», а «развернутая программа по втягиванию России по меньшей мере в холодную войну», озвученная спикером Селезневым, призвавшим к «перенацеливанию ракет и вступлению в союз с Югославией».
По словам Гайдара, такой сценарий является реальной угрозой. Существенно, что план тоталитарной реставрации не реализуем в деталях (как на то, возможно, если следовать логике Гайдара, рассчитывает правительство и прочие), то есть Гайдар имеет в виду, что немножко тоталитаризма не получится: «Выбор в сторону тоталитарной альтернативы v это целостный выбор».
Гайдар высказался и относительно процедуры импичмента. Уже очевидно, по его словам, желание Думы использовать импичмент в качестве инструмента для давления на президента, а не как правовую процедуру: «Мы должны обратиться к президенту с требованием ни при каких обстоятельствах не идти ни на какие компромиссы с левокоммунистическим большинством». В связи с этим Гайдар обратился прямо к Григорию Явлинскому, в весьма уважительной форме указал ему на то обстоятельство, что, принимая активное участие в процедуре импичмента, который представляет собой орудие коммунистов в их политической борьбе, он фактически становится попутчиком коммунистов: «Нетрудно вспомнить, какова была судьба попутчиков коммунистов».
Про коммунистов Гайдар высказался весьма четко: «Несмотря ни на какие лозунги, это подлинные, настоящие и очень опасные враги нашей родины».
При этом Гайдар заявил, что правый блок «без всякого сомнения готов сотрудничать с «Яблоком» в том, что касается борьбы с шовинизмом, национализмом и коммунизмом». Примерно то же самое, в чуть более холодном тоне, было сказано и в отношении «Отечества», но Гайдар обратил внимание на то, что построенный на данный момент политико-экономический строй является в большей степени строем Черномырдина-Лужкова, нежели продуктом Гайдара-Чубайса-Немцова.
Гайдар говорил и о военной атаке НАТО на Югославию и сказал, в частности, что в случае НАТО «ошибочные гипотезы привели к неверным решениям». При этом основным пунктом его риторики относительно балканской войны стали российские проблемы: «Они не понимают, какую опасность представляет собой рост провоенных настроений в России, опасный в первую очередь для России, но также и для Запада».
Гайдар сообщил, что правый блок намерен проводить работу с общественным мнением, в том числе и на Западе, направленную на прекращение балканской войны. При этом, поскольку «обозначилась еще одна угроза v войны в России», Гайдар предложил дополнить антивоенное обращение блока (под которым, напомним, «ПД» активно собирает подписи) лозунгом «Не пустить войну в Россию».
В качестве дальнейших действий коалиции была также названа организация обсуждения Платформы. Суть Декларации ясна v она содержит небольшой анализ политической ситуации в стране, краткую историю, анализ собственных ошибок (уже не единожды обнародованный), перечень задач («не допустить поворота истории вспять», для чего необходимо, во-первых, не допустить отмены парламентских выборов, а, во-вторых, объединиться), а также принципы коалиции. Принципы перечислим:
- Свобода слова.
- Свободные выборы. Прямые выборы Президента, губернаторов, мэров городов.
- Единство и федеральное устройство России.
- Свобода передвижения.
- Частная собственность. В том числе и на землю.
- Открытая рыночная экономика.
- Отделение бизнеса от бюрократии, честная конкуренция.
- Низкие налоги.
- Сильный и компактный, то есть эффективный, государственный аппарат.
- Открытость власти, ее подконтрольность гражданским институтам. Отмена льгот и привилегий для бюрократии всех уровней.
- Адресная социальная политика.
- Профессиональная армия.
В главе «наша позиция» подчеркивается необходимость завершения реформ.
Платформа была принята за основу абсолютным большинством присутствующих (при одном "против" и нескольких воздержавшихся). Существенно, что декларация, как минимум, не полностью отражает предвыборную платформу «Правого дела», которая будет выработана, возможно, уже к 22 мая, когда блок рассчитывает, создав к тому моменту все необходимые региональные отделения, провести съезд коалиции по принятию программно-политических документов. Таким образом, озвученная вчера Декларация имеет цель, в ней же и заявленную v объединения партий и движений, разделяющих принципы «ПД».
Кроме Федорова и Гайдара, на собрании с небольшими речами выступили генерал Эдуард Воробьев, Мариэтта Чудакова, Лев Разгон, Константин Боровой и Юрий Черниченко. Воробьев говорил о профессиональной армии, Чудакова v о необходимости мобилизации предвыборных усилий (в частности, найти деньги для еженедельной четырехполосной газеты «Правого Дела», в которой доступным языком объяснять, что происходит в стране, а также совершать регулярные поездки из Москвы в регионы v «Сколько мы будем друг другу рассказывать, какие мы умные»), Разгон v о короткой памяти современных поколений, забывших ужас советского коммунизма. Речь Разгона была встречена продолжительнейшей овацией стоя.
«Полит.Ру» неоднократно отмечал, что среди участников «Правого дела» можно встретить весьма существенные расхождения, как в сферах экономики, так и политики v внутренней и внешней. Например, в то время как Борис Федоров уважительно отзывался о Е.М.Примакове, сидящий рядом с ним Гайдар мог позволить себе подвергнуть премьер-министра резкой критике, и это обстоятельство не мешает им разделять одни и те же принципы. В этом, несмотря на отсутствие у коалиции непосредственного руководителя, которое, возможно, и чревато некоторыми организационными проблемами, заключается уникальность структуры «Правого дела» - обладая столь неагрессивным внутренним устройством, правая коалиция способна демонстрировать гибкость в политических вопросах. «Правое дело» уже фактически живет по той Декларации, которая была вчера предложена, и потому представляет собой очевидный эксклюзив для современного политического рынка.
Миша Фишман