Чуть более чем через месяц в ряде регионов России пройдут губернаторские выборы в рамках единого дня голосования. Особой интриги нигде не видно, так что можно постепенно готовиться к следующему крупному событию: традиционной осенней массовой замене губернаторов.
Фонд «Петербургская политика» (ФПП) в ежемесячном рейтинге за июль 2018 года назвал регионы, где полномочия губернаторов заканчиваются в 2019 году, но где после сентябрьских выборов возможны ротации в губернаторском корпусе. Среди регионов с повышенными, по мнению фонда, рисками ротации действующих глав регионов — Санкт-Петербург, Мурманская, Курская, Липецкая, Челябинская, Астраханская и Волгоградская области, Ставропольский край, Башкирия и Республика Алтай.
Средние риски быть замененными — у глав Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Крыма, Вологодской, Курганской, Оренбургской областей.
Регионов с низкими рисками, считают в фонде, в данный момент нет.
«После дня голосования открывается окно возможностей для следующей волны замены глав регионов… Наибольшее внимание будет приковано к регионам, у глав которых в 2019 году завершается срок полномочий. Примечательно, что из 33 глав регионов, избранных или утвержденных в 2014 году, свои посты к настоящему времени сохранили лишь 17», — отмечается в докладе.
При этом социально-политический фон жизни регионов в июле по-прежнему в значительной мере определялся обсуждением пенсионной реформы. «Июньская попытка региональных властей дистанцироваться от публичной поддержки этой инициативы была пресечена федеральной властью. В результате значительная часть региональных парламентов и многие губернаторы были вынуждены или открыто высказаться за изменение пенсионного возраста, или, по меньшей мере, направить в Москву положительные отзывы», — указывается в докладе.
В то же время имиджевые риски, которые взяли на себя региональные власти, пока не выглядят критически значимыми. В случае, если рамки законопроекта не претерпят радикальных компромиссных изменений, общее повышение социальной температуры затронет все властные структуры в целом, без особого акцента в адрес местных руководителей. Особенно это касается регионов, где осенью предстоят крупные избирательные кампании: здесь губернаторам и депутатам фактически предоставили возможность уклониться от публичных комментариев и тем самым не аккумулировать дополнительный негатив.
Как пишет глава ФПП Михаил Виноградов, прошедшие акции протеста в регионах имели двойственный эффект: «Очевидным успехом был масштаб охвата: речь шла не только о крупных городах, но и о многих районных центрах и даже небольших поселениях. Однако говорить о появлении какой-либо внятной стратегии протеста не приходится. Эстетика и логика мероприятий напоминала регулярные "всероссийские акции протеста КПРФ", имеющие значение для внутрипартийного "тимбилдинга", но почти не влияла на текущую повестку и не вызывала ожиданий даже у самих участников протестов».
И «системная», и непарламентская оппозиция действовали предсказуемо и не сумели перехватить инициативу. Предположения об угрозе разлома в элитах (вполне естественные при продвижении столь масштабных инициатив) тоже не получили развития, а критические демарши членов «Единой России», в том числе и депутатов, носили единичный характер.