Напомню, что вино-торговая война Грузии и Молдавии была объявлена 27 марта 2006 года устами главы Роспотребнадзора и Главного государственного санитарного врача России Геннадия Онищенко. Подлинные причины этой войны будут, как водится, установлены в трудах позднейших историков. В качестве формального casus belli было названо «несоответствие грузинских и молдавских вин санитарно-эпидемиологическим требованиям, которые предъявляются к алкогольной продукции».
19 апреля 2006 года на пленарном заседании Госдумы было принято специальное заявление «О поддержке мер по ужесточению санитарного контроля на ввозимую в РФ сельскохозяйственную продукцию». Инициатор заявления – Председатель думского комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками, член-корреспондент РАН Андрей Кокошин заранее объявил, что «парламентарии поддержат меры, принимаемые Роспотребнадзором, для того чтобы не допустить поставки из Молдавии и Грузии вин, коньяков, виноматериалов и минеральной воды, не отвечающих санитарным требованиям».
В промежутке между упомянутыми датами из торговой сети были изъяты запасы алкогольной продукции грузинских и молдавских марок. Вскоре дело дошло до вполне безалкогольного «Боржоми»: лично г-н Онищенко «очень серьезно и целенаправленно» занялся, по его словам, «вопросами контроля качества данного вида напитка». Затем в дело включились доблестные воины-пограничники, охраняющие погранпереход «Верхний Ларс». Руководствуясь предписаниями Росветнадзора об ужесточении фитосанитарного контроля, они завернули грузинские фуры с молодым картофелем и свежей зеленью.
Не удивлюсь, если в ближайшие дни Роснаркоконтроль распорядится изъять из торгового оборота грузинские ферросплавы, а также удалить с прилавков московских супермаркетов Мацони и Хачапури ввиду наличия во всех этих товарах наркосодержащих препаратов.
Также не удивлюсь, что Росохранкультуры порекомендует запретить распространение в книжной сети Российской Федерации «Витязя в тигровой шкуре» по причине недавно выявленных в этом тесте попыток унижения достоинства группы лиц по признакам каджетской национальности, что особенно остро проявляется в главе «Совет витязей у крепости Каджети».
Я не стал бы обращать внимание на все эти торговые игры патриотов, давно уже ставшие рутинным элементом современного политического пейзажа, если бы не одно знаменательное историко-литературное обстоятельство.
Примерно 20 лет назад, будучи уже неизлечимо больным, замечательный русский писатель Венедикт Васильевич Ерофеев начал работать над своей последней пьесой «Диссиденты, или Фанни Каплан». Действие трагедии должно было происходить в середине 1980-х годов в Москве, на пункте приема стеклотары, который «народ почему-то называл Мавзолеем». Главными героями трагедии должны были стать: Мишель Каплан – хозяин этого заведения, «в котором он живет, и действие происходит на исходе 2-го дня его белой горячки»; Фанни Каплан – любимая дочь хозяина «с врожденным, но трогательным идиотизмом»; Лжедмитрий 1 и Лжедмитрий 2 – «полоумные подсобники-подручные хозяина, приемщики винной посуды».
Представляется, что диалог двух Лжедмитриев, сохранившийся в набросках незавершенной пьесы, стал весьма актуальным в связи с рассмотренным выше сюжетом.
«Лжедмитрий 2: Митя!.. ты сегодня еще не прочищал горла. Может, оттого у тебя такие клокотания и мизантропизмы?..
Лжедмитрий 1: А что – у Каплана есть чего?
Лжедмитрий 2: В маленьком столике: Киндзмараули.
Лжедмитрий 1: О, ...мать! А что это такое?
Лжедмитрий 2: Киндзмараули – это почти что Хванчкара!
Лжедмитрий 1: Почти Хванчкара?
Лжедмитрий 2: Почти Хванчкара!
[… За наглухо закрытым окошком приема начинаются понемногу мягкие щелчки и стуки и оппозиционные шепоты.]
Лжедмитрий 1. (........): Киндзмараули! Хванчкара!
Лжедмитрий 2. [появляясь]: Хванчкара. Но почему-то в банке!..
Лжедмитрий 1: Какая нам разница! Хоть в плевательнице!.. К горячим рыбным блюдам следует подавать Су-Псех, Абрау-Рислинг, Гурджаани, Цинандали, Алькадор, Сильванер и Баян-Ширей. А вот уже к филе, эскалопу, антрекотам и лангусту смело подавай Телиани, Саперави, Мукузани и Каберне.
Лжедмитрий 2: А – если артишоки?
Лжедмитрий 1. Что артишоки?
Лжедмитрий 2: Ну, может, не артишоки, а дичь, цыплята, миндаль...
Лжедмитрий 1: А миндаль зачем?
Лжедмитрий 2: Да уж так: подали жареный миндаль... И вот – перед тобой миндаль...
Лжедмитрий 1: Тогда Чхавери!
Лжедмитрий 2: Чхавери и Киндзмараули!
[Оба пьют, но по харям их видно, что это не Киндзмараули и не Чхавери, а что-то тошнотворнее и крепче.]
Лжедмитрий 1: Вот это, миленький, точно Киндзмараули. Ты еще больше почернел и вытянулся, но светлее стал. Нас с тобой не спутаешь, и вот почему. Я длинен, как летний день, а ты, как зимняя ночь, длинен…»
Из перечисленных вин к настоящему моменту запрещены к ввозу и реализации на таможенной территории РФ: Киндзмараули, Хванчкара, Чхавери, Гурджаани, Цинандали, Телиани, Саперави, Мукузани (все – Грузия), а также Сильванер и Каберне (Молдавия).
В зависимости от развития отношений в треугольнике «Россия-Украина-Крым» следует ожидать (или не ожидать) запрета на ввоз Алькадора и крымского Сильванера.
Су-Псех, Абрау-Рислинг производятся в Краснодарском крае, Баян-Ширей – в пока еще дружественном Азербайджане. Соответственно, они разрешены к реализации, хотя и не часто попадаются на прилавках.
Ввоз артишоков, произведенных в Грузии, попадает вместе со всей прочей столовой зеленью под упомянутый запрет Росветнадзора. Распространяется ли этот запрет на молдавские артишоки, нам неизвестно.
Только что процитированной ученой и, как оказалось, крайне актуальной беседе полоумных подсобников В.В.Ерофеев предпослал замечательный монолог одного из Лжедмитриев.
«Лжедмитрий 1: … Отчизна дышит на ладан, мне это понятно, как день. Как ее последний день.
И кто там кого в этом обгонит, мне понятно тоже.
Украина лидирует у нас по близорукости, Молдавия – по столбняку, Приморский край – по клещевому энцефалиту, Кольский полуостров – по аппендициту, Литва – по ревматизму, Якутия – по мочекаменным болезням, Северная Осетия – по эндемическому зобу. А столица Москва – по функциональным расстройствам, психозам и реактивным состояниям.
И грамотность не спасет. Да и о какой грамотности можно ляпать, коли уж мы живем в стране, где девяносто девять процентов взрослого населения ни разу в жизни не прочли и не слышали ни одной строчки Евангелия!.. »
Я, Михаил Арсенин, пью красные вина (грузинские, молдавские, позже – французские, итальянские, чилийские …) вот уже много-много лет. Уверен, однако, что столь длительный опыт винопития вовсе не нужен, чтобы догадаться: бутылка (или даже банка!) вина с надписью «Киндзмараули», продающиеся в киосках на окраине Москвы за 120 р., произведены не в Кахетии, а в каком-нибудь мытищинском подвале. Один из думских корреспондентов обнаружил в думском же буфете «Хванчкару» за 140 р., растущую, видимо, из того же сора.
Полагаю, что в точном соответствии с наблюдениями В.В.Ерофеева, «по харям» потребителей этого напитка видно, «что это не Киндзмараули и не Чхавери, а что-то тошнотворнее и крепче».
Известно, однако, что никто из думцев (или же простых потребителей) этим контрафактом не отравился. Уверен, что после принятия думской резолюции тот же контрафакт будет продаваться в тех же киосках и буфетах под маркой, к примеру, «Новороссийское полусладкое».
«Киндзмараули», сделанное из подлинного кахетинского винограда Саперави, или, соответственно, «Хванчкара» (из винограда кахетинских сортов Александреули и Муджуретули) в московской рознице не может быть дешевле $25-30.
«Киндзмареули» («Хванчкара») с контролируемым происхождением в точности по родным для себя горным склонам Кварельского (Амблораурского) районов, обойдется не дешевле $100. Все эти вполне качественные напитки с «сильным характерным букетом и ароматом», а также «благородным гармоничным и мягким вкусом» из легальной российской розницы уже изъяты.
Так что вот вам еще один повод задуматься о твердом лидерстве нашей столицы «по функциональным расстройствам, психозам и реактивным состояниям».
Послесловие.
«Ни одного героя, – кроме Фанни – ни одного в разумном здравии, и это хорошо, потому что я в добром здравии за жизнь не встречал отнизу доверху»,
«С этими людьми мне НЕ О ЧЕМ ПИТЬ».
Венедикт Ерофеев, наброски трагедии «Диссиденты, или Фанни Каплан». М.: Х. Г. С., 1997.