Статья написана на материалах исследования социальной стратификации российского общества, проведенного Институтом общественного проектирования (ИНОП) в ноябре 2004 г. (руководитель проекта — Михаил Тарусин). Исследование включало в себя количественный опрос 16200 респондентов по всероссийской репрезентативной выборке.
Предметом ее является описание социального портрета российского предпринимательского класса. Наряду с данными ИНОПа использованы результаты других исследовательских проектов.
1. Предпринимательский класс в России немногочисленен. По данным опроса ИНОП, его доля в составе населения составляет 2,7% (без представителей крупного бизнеса, которые не охватываются опросами). Близкие цифры дают результаты и других социологических опросов.
2. Доля предпринимателей практически одинакова на всей территории России — во всех федеральных округах и во всех типах поселений, включая Москву. Доля предпринимателей в Москве, по данным опроса ИНОП, составляет 3,0%. В сельской местности, т.е. на противоположном полюсе шкалы «центр — периферия», доля предпринимателей, по данным опроса ИНОП, составляет 2,6%.
3. Предприниматели в целом имеют более высокие показатели материальной обеспеченности, чем население в целом. Однако это не означает хорошей материальной обеспеченности всех предпринимателей. Доля предпринимателей, соответствующих по своему потребительскому статусу «среднему классу» и выше, составляет 43,4% от общего числа предпринимателей.
4. «Средний класс» в России является намного более многочисленным, чем предпринимательский класс. Его доля в составе российского населения составляет 15,4%. «Средний класс» обладает другими, по сравнению с предпринимателями, характеристиками распределения по территории страны. Наиболее велика его доля в Москве — 37,2%, наименее велика в сельской местности — 8,6%.
5. Средний класс в России не является предпринимательским. Доля предпринимателей в составе среднего класса в России составляет лишь 17,5%, а в Москве 8,1%. Это означает, что в России предпринимателем является лишь каждый шестой представитель среднего класса, а в Москве — каждый двенадцатый.
6. Наиболее активными в предпринимательском отношении являются возрастные группы 25-34 и 35-44 лет, однако и в этих группах доля предпринимателей невелика: 4,1% и 4,4% соответственно.
7. Среди предпринимателей несколько более велика, по сравнению с населением в целом, доля людей с высшим образованием. Однако эта тенденция свойственна лишь старшим возрастным группам, начиная с 35 лет. В более младших возрастах этой тенденции не наблюдается.
8. Политические предпочтения предпринимателей мало отличаются от политических предпочтений всего населения. Доверие В. Путину, по данным опроса ИНОП, выражают 72,4% предпринимателей и 72,8% всего населения. За «Единую Россию» на выборах 2003 г. голосовали 29,1% предпринимателей и 32,5% всего населения.
1. Предпринимательство в России не стало массовой профессией. Это означает не что иное, как провал экономических реформ. Российский предпринимательский класс выживает в очень трудных условиях и, по данным проводившихся в прежних исследованиях фокус-групп, остро ощущает свою правовую незащищенность. Неблагоприятные условия работы малого и среднего бизнеса и сравнительно малая численность занятых таким бизнесом людей приводят к тому, что данный социальный слой в России во многих отношениях является маргинальным. Наличие институциональных барьеров фактически отсекает значительные слои населения от активной предпринимательской деятельности.
2. Российский «средний класс» в своей массе не является предпринимательским. Он является служилым, коррупционным и «нефтяным». Такая социальная структура является неэффективной, она не способствует выживанию страны в условиях экономической и геополитической конкуренции.
3. Российское высшее образование работает на пополнение «среднего класса», а не предпринимательского класса. Отсюда вытекает роль высшего образования: оно дает «прилагаемый», а не достижительный статус. Предпринимательство не стало для молодежи «социальным лифтом». Поэтому единственной надеждой повысить свой социальный статус для молодежи является получение высшего образования и ориентация на карьеру в «среднем классе». Причем существующая социальная система предъявляет спрос скорее на формальное обладание дипломом, чем на подлинную высокую квалификацию. Свидетельство о высшем образовании является пропуском в «средний класс» (необходимым, хотя, конечно, не достаточным условием).
Альтернатива социальной карьеры в виде независимой предпринимательской деятельности сегодня в России если и существует, то крайне затруднена. Для молодых людей, не получивших высшего образования, доступ к карьере фактически закрыт.
Косвенно отсюда вытекает наблюдаемый сегодня крайне высокий спрос молодежи на получение высшего образования, причем неважно, какого качества. Из этого может быть сделан следующий вывод: если правительство попытается ограничить число студентов в стране, это может вызвать активные социальные протесты со стороны молодежи. Аргумент, что будут ликвидироваться только неэффективные вузы, в данном случае не работает, поскольку средством повышения статуса в большей степени является формальное обладание дипломом, чем реальная высокая квалификация (по крайней мере, так кажется многим молодым людям и их родителям).
Возможность исследования предпринимательского класса в России методом количественных опросов ограничена возможностями этого метода, а именно, тем кругом респондентов, которые доступны массовому опросу.
Не охватываются массовыми опросами и не попадают в выборки представители «верхнего класса», крупного и среднего бизнеса, живущие в элитных домах, коттеджах или поселках с ограниченным доступом для посторонних лиц. Судить о численности этого социального слоя и о его социальных характеристиках на основе репрезентативных опросов не представляется возможным.
Что касается представителей так называемого «среднего класса», а также малого и нижней части среднего бизнеса, то эта категория людей попадает в социологические выборки и представлена в результатах опросов. Верхний предел доступности в уровне социальной иерархии образует типичный средний класс: это люди, имеющие квартиры улучшенной планировки с евроремонтом, небольшие коттеджи, машины-иномарки недавних годов выпуска с текущей рыночной стоимостью 25-30 тыс. долл. Можно предполагать, что данная категория людей представлена в социологических выборках без существенного искажения их характеристик.
С учетом названных ограничений автор проанализировал социальные характеристики предпринимателей, которые по своему потребительскому статусу не превышают описанного выше уровня среднего класса. Судя по проводившимся в прежних исследованиях фокус-группам, эти люди обладают следующими параметрами своего бизнеса: они могут владеть одним или несколькими магазинами, сетью киосков, небольшой строительной фирмой (например, специализирующейся на строительстве подземных переходов), компьютерными или дизайнерскими фирмами и т.п. Таков верхний предел социальной иерархии, который может быть изучен с помощью массового социологического опроса.
Существует, очевидно, и нижний уровень социальной иерархии, ниже которого социологические опросы также становятся не представительными. Не охватываются опросами бомжи, мигранты, занятые на низкостатусных работах, жители различных «ночлежек» и т.п. В этой среде может быть развито определенного вида предпринимательство, которое, однако, также не может стать предметом нашего анализа.
Таким образом, предметом анализа статьи являются социальные характеристики российского предпринимательского класса нижнего и среднего уровня, без включения в него как представителей крупного бизнеса, так и люмпенизированной части предпринимательства.
В опросе ИНОП отнесение респондентов к категории предпринимателей осуществлялось на основе вопроса: «Вы заняты самостоятельным бизнесом или работаете по найму?». Вопрос предусматривал следующие варианты ответов: самостоятельный бизнес (предприниматель); по найму (контракту, трудовому соглашению).
По результатам опроса, доля предпринимателей в составе российского населения невелика: она составляет 2,7% от общего числа опрошенных респондентов. Эти данные хорошо согласуются с результатами социологических опросов, проводившихся в рамках других исследовательских проектов. В частности, регулярные опросы ФОМа, ВЦИОМа и "Левада-Центра" по репрезентативной всероссийской выборке также дают цифру, находящуюся в пределах от 2 до 3 процентов.
Предпринимательский класс довольно равномерно распределен по территории России — федеральным округам и типам поселений. В разрезе территорий его доля незначительно повышена в Москве (3,0%), а также в Южном и в Сибирском Федеральном округах (4,0% и 3,1%). Пониженной долей предпринимателей характеризуются Уральский и Дальневосточный федеральные округа (1,8% и 1,9%).
Обращает на себя внимание, что наиболее высокий процент предпринимателей наблюдается в северокавказских республиках, входящих в состав ЮФО (4,7%).
Федеральные округа | Доля предпринимателей в составе населения федеральных округов |
Всего по России | 2,7% |
Центральный федеральный округ — всего В том числе: | 2,7% |
Москва | 3,0% |
остальные территории | 2,6% |
Северо-западный федеральный округ — всего В том числе: | 2,5% |
Санкт-Петербург | 2,5% |
остальные территории | 2,5% |
Южный федеральный округ — всего В том числе: | 4,0% |
республики Северного Кавказа | 4,7% |
остальные территории | 3,9% |
Приволжский федеральный округ — всего В том числе: | 2,2% |
республики Татарстан и Башкортостан | 2,8% |
остальные территории | 2,0% |
Уральский федеральный округ | 1,8% |
Сибирский федеральный округ | 3,1% |
Дальневосточный федеральный округ | 1,9% |
На более высокий уровень развития предпринимательства в республиках Северного Кавказа указывают и результаты исследования, проведенного автором этой статьи в ноябре 2004 г. В ходе исследования было опрошено 1470 респондентов в северокавказских республиках (за исключением Чечни) и 1000 респондентов в двух контрольных российских регионах — Владимирской и Пермской областях. Согласно результатам этого опроса, доля предпринимателей в составе населения кавказских республик составила 9%, а в российских регионах — 2%. Хотя по данным ИНОП доля предпринимателей в кавказских республиках оказалась ниже, чем по нашим данным, оба исследования фиксируют, что в этих регионах их доля сравнительно высока. Прочие российские регионы характеризуются более низким уровнем развития предпринимательства.
Обращает на себя внимание также, что Москва не является центром развития российского предпринимательства: по данным ИНОП, доля предпринимателей в составе населения - всего 3%. Эти данные хорошо согласуются с результатами социологических опросов, проводившихся исследовательской группой автора этой статьи. По данным телефонного опроса 4000 москвичей, проведенного в июне 2004 г., доля предпринимателей среди жителей Москвы составила 2,0%. Это несколько ниже, чем по данным ИНОП, однако различия, возможно, имеют методический характер: в нашем исследовании опрашивались только постоянные жители города, тогда как в опросе ИНОП такого ограничения, очевидно, не было.
В разрезе типов жилых поселений предпринимательство распространено достаточно равномерно. Имеющиеся небольшие различия, скорее всего, можно отнести на счет статистической погрешности.
Всего | Тип населенного пункта | ||||
Москва | Мегаполисы (без Москвы) | Большие и средние города | Малые города и пгт | Деревня / село | |
2,7 | 3,0 | 2,7 | 3,1 | 2,4 | 2,6 |
Вполне понятно, что понятия предпринимательского класса и «среднего класса» не совпадают, поскольку не все представители среднего класса являются предпринимателями, и не все предприниматели по своим доходам и потребительскому статусу относятся к среднему классу.
Средний класс в России намного многочисленнее, чем предпринимательский класс, и обладает другими характеристиками распределения по территории страны.
Если приравнять понятие среднего класса к более или менее благополучному в материальном отношении слою людей, их доля в составе российского населения, по данным исследования ИНОП, составит 15,4%. В эту категорию включены респонденты, которые отнесли себя к трем верхним позициям потребительского статуса: «не испытываем финансовых затруднений», «хватает денег на все, за исключением дачи или квартиры», «хватает денег на покупку крупной бытовой техники, но не на новый автомобиль».
В Москве доля «среднего класса» намного более высока, чем в среднем по стране, — 37,2%. При движении от центра к периферии доля среднего класса в составе населения равномерно убывает.
Всего | Тип населенного пункта | ||||
Москва | Мегаполисы (без Москвы) | Большие и средние города | Малые города и пгт | Деревня / село | |
15,4 | 37,2 | 20,0 | 16,1 | 13,6 | 8,6 |
Как уже говорилось, далеко не все предприниматели по своему потребительскому статусу могут быть отнесены к «среднему классу». Таких, по данным ИНОП, меньше половины — 43,4%. К «низшему классу», т.е. к числу людей, в большей или меньшей степени испытывающих материальные затруднения, относятся 52,0% предпринимателей. Вместе с тем, показатели материальной обеспеченности предпринимателей значительно выше, чем у российского населения в целом.
Потребительский статус | Предприниматели | Все опрошенные |
1. Нам не хватает денег на даже еду | 1,0 | 7,7 |
2. Нам хватает денег на еду, но покупка одежда — серьезная проблема | 12,8 | 34,0 |
3. Нам хватает денег на еду и одежду, но было бы трудно купить холодильник или стиральную машину | 38,3 | 39,6 |
4. Нам хватает денег на покупку крупной бытовой техники, но мы не можем купить новую машину | 26,9 | 12,3 |
5. Наших заработков хватает на все, за исключением покупки таких дорогих вещей, как дача или квартира | 13,1 | 2,7 |
6. Мы не испытываем финансовых затруднений. При необходимости можем купить дачу или квартиру | 3,4 | 0,4 |
7. Затрудняюсь ответить, отказ от ответа | 4,6 | 3,2 |
«Нижний класс» (позиции 1-3) — всего | 52,0 | 81,4 |
«Средний класс» (позиции 4-6) — всего | 43,4 | 15,4 |
Гендерный состав. В составе предпринимателей по сравнению со средним показателем по выборке заметно повышена доля мужчин — 61,5% против 45,5%. Возрастной фактор здесь не играет никакой роли, поскольку такое же соотношение характерно и для респондентов в трудоспособном возрасте.
Пол | Все опрошенные | Предприниматели |
А. Весь массив | ||
Мужской | 45,6 | 61,5 |
Женский | 54,4 | 38,5 |
Б. Респонденты в возрасте 18-55 лет | ||
Мужской | 48,7 | 60,6 |
Женский | 51,3 | 39,4 |
Возрастной состав. Наиболее высокой предпринимательской активностью характеризуются возрастные группы 25-34 и 35-44 лет. Однако и в этих наиболее активных в трудовом отношении возрастных группах доля предпринимателей невелика — соответственно 4,1% и 4,4%.
Возраст | Все опрошенные | Предприниматели |
18-24 | 14,9 | 9,4 |
25-34 | 18,4 | 30,3 |
35-44 | 19,2 | 33,4 |
45-59 | 25,1 | 24,5 |
60 лет и старше | 22,3 | 2,4 |
Национальный состав. Доля русского населения среди предпринимателей снижена, но не радикально. Среди всего населения доля русских составляет 83,6%, среди предпринимателей — 77,2%
Национальность | Все опрошенные | Предприниматели |
Русский | 83,6 | 77,2 |
Другая национальность | 15,8 | 21,3 |
Отказ от ответа | 0,6 | 1,5 |
Образовательный состав. Доля людей с высшим образованием (включая лиц с неполным высшим образованием, в том числе и студентов вузов) среди предпринимателей несколько повышена. Всего по массиву доля таких людей составляет 19,1%, среди предпринимателей — 26,2%. Эта тенденция характерна для всех типов поселений, хотя более выражена в мегаполисах, больших и средних городах. Тем не менее, образовательный состав российских предпринимателей схож с образовательной структурой населения — люди без высшего образования составляют абсолютное большинство.
Тенденция повышения среди предпринимателей доли людей с высшим образованием характерна только для старших возрастов. В возрастной группе 25-34 лет доля предпринимателей с высшим образованием практически равна средней величине, а в возрастной группе 18-24 лет даже немного снижена.
Все опрошенные | Предприниматели | |||
С высшим образованием | Без высшего образования | С высшим образованием | Без высшего образования | |
Весь массив | 19,1% | 80,9% | 26,2% | 73,8% |
В том числе по типам населенных пунктов | ||||
Москва | 31,2% | 68,8% | 39,4% | 60,6% |
Мегаполисы | 25,1% | 74,9% | 39,1% | 60,9% |
Большие и средние города | 22,6% | 77,4% | 33,1% | 66,9% |
Малые города и пгт | 17,9% | 82,1% | 21,1% | 78,9% |
Деревня / село | 10,8% | 89,2% | 11,7% | 88,3% |
В том числе по возрастным группам | ||||
18-24 | 22,0% | 78,0% | 20,5% | 79,5% |
25-34 | 23,5% | 76,5% | 22,4% | 77,6% |
35-44 | 20,5% | 79,5% | 26,8% | 73,2% |
45-59 | 19,5% | 80,5% | 29,7% | 70,3% |
60 лет и старше | 12,0% | 88,0% | 50,0% | 50,0% |
Политические предпочтения предпринимательского класса не имеют значимых отличий от предпочтений всего населения.
Доверие к В. Путину среди предпринимателей, как и среди всего населения, преобладает. Правда, среди предпринимателей несколько снижена для людей, «полностью доверяющих» В. Путину, но зато повышена доля тех, кто ему «скорее доверяет».
Все опрошенные | Предприниматели | |
Полностью доверяю | 27,0 | 23,5 |
Скорее доверяю | 45,8 | 48,9 |
Скорее не доверяю | 14,8 | 15,3 |
Полностью не доверяю | 8,5 | 7,5 |
Затрудняюсь ответить | 3,9 | 4,8 |
Партийные предпочтения предпринимателей также слабо отличаются от населенческих. Голосование за «Единую Россию» среди предпринимателей снижено, но незначительно. Единственное значимое отличие состоит в том, что среди предпринимателей более высока доля тех, кто не принимал участия в думских выборах.
Все опрошенные | Предприниматели | |
Союз правых сил | 2,6 | 3,4 |
Избирательный блок «Российская партия пенсионеров и Партия социальной справедливости» | 0,6 | 0,2 |
Российская демократическая партия «Яблоко» | 1,9 | 2,2 |
Аграрная партия России | 0,9 | 0,0 |
Избирательный блок «Родина» | 3,9 | 4,1 |
Либерально-демократическая партия России | 4,5 | 4,8 |
Единая Россия | 32,5 | 29,1 |
Коммунистическая партия Российской Федерации | 7,8 | 4,4 |
За другую партию | 1,1 | 2,4 |
Против всех | 4,7 | 4,4 |
Не голосовал по партийному списку | 1,9 | 1,7 |
Не ходил на выборы | 24,7 | 32,9 |
Не помню | 13,1 | 10,4 |