Сегодня, 14 января Мещанский межмуниципальный суд Москвы отклонил ходатайство защиты о прекращении уголовного преследования одного из акционеров ЮКОСа Василия Шахновского. Его обвиняют в уклонении от уплаты налогов в 1998-2000 годах на сумму 29 млн. долларов и подделке документов.
Следствие по его делу было завершено 31 ноября 2003 года, к тому времени он погасил задолженность по невыплаченным налогам и взносам в Пенсионный фонд, выплатил все пени и штрафы (всего вышло 53 млн. рублей). Видимо, именно Шахновского имел в виду Владимир Путин, призывая платить налоги вовремя, а не “когда за одно место схватят”. В прокуратуре тогда заявили, что расплата по долговым векселям перед налоговыми органами не освобождает Шахновского от ответственности, поскольку он “не раскаялся в содеянном и не содействовал расследованию”.
Сегодня МНС предприняло попытку замять конфликт, и Управление №2 министерства по налогам и сборам, выступающее истцом по этому делу, отозвало свой иск к Василию Шахновскому – как раз в связи с тем, что он полностью рассчитался с долгами. Суд ходатайство защиты отклонил. Видимо, доводы прокуратуры перевесили аргументы защиты и даже отзыв истцом иска. Напомним, что практически одновременно с тем, как Шахновский внес требуемую МНС сумму, Госдума и затем Совет Федерации приняли ряд поправок к Уголовному кодексу, которые, с одной стороны, снизили сроки заключения по экономическим преступлениям, а с другой – отменили норму так называемого “деятельного раскаяния”. Согласно принятым поправкам, Шахновский, уплативший взыскиваемую сумму, от наказания не освобождается. Кроме того, суд отказался освобождать его от уголовной ответственности по обвинению в подделке документов. На этом настаивала защита, аргументируя свою позицию тем, что срок давности по этому делу уже прошел (события происходили в 1998-2000 годах, а срок давности исчисляется двумя годами). Суд счел ходатайство защиты преждевременным, поскольку не исследованы все обстоятельства по данному делу.
Суд также отказался признать недопустимыми доказательствами по делу ряд документов, представленных обвинением.
Сам Шахновский на суде заявил, что не признает себя виновным по всем предъявленным статьям и сообщил, что отказывается от дачи показаний в суде. "Доказывать свою невиновность я не обязан и не буду давать показания", - заявил он, подтвердив, что намерен воспользоваться правом, предоставляемым Конституцией. Что касается гражданского иска, предъявленного ему налоговой инспекцией, он отметил, что уплатил требуемую сумму (более 53 млн рублей), "поскольку хотел перевести отношения с государством в рамки гражданско-правовых отношений".
Напомним, что Генпрокуратура обратила пристальное внимание на акционера ЮКОСа в середине октября прошлого года. До какого-то момента от уголовного преследования Василия Шахновского защищал иммунитет – он был избран в Совет Федерации от Эвенкии. Однако Генпрокуратура настаивала на незаконности избрания Шахновского сенатором, и после долгих препирательств Эвенкийского Суглана, Красноярского краевого суда и Генпрокуратуры Шахновский от статуса сенатора отказался самостоятельно.
Таким образом, от того, какое решение по вопросу об ответственности Шахновского за неуплату налогов примет суд, будет зависеть, начнется ли активная кампания государства против неплательщиков, или пока сохраняется шанс на хотя и коррупционное, но мирное разрешение конфликтов с властями. Причем если в деле с пересмотром итогов приватизации пострадать могут, как известно, “только 5-7 человек”, то в случае развязывания борьбы с неплательщиками налогов под угрозой оказывается чуть ли не половина населения страны, и эту кампанию можно будет считать действительно репрессиями по определению: массовыми преследованиями граждан.
Государство еще в прошлом году было на грани масштабной войны с собственной экономикой и гражданами, когда существовавшая еще налоговая полиция объявила, что прекратит практику деятельного раскаяния и будет заниматься “профилактикой” налоговых нарушений, с использованием детекторов лжи и бесед с родственниками и коллегами потенциальных нарушителей. Под потенциальным ударом, таким образом, оказывалось все население страны, являющиеся по факту либо неплательщиком, либо “родственником или коллегой” неплательщика налогов. Тогда все закончилось уничтожением налоговой полиции. Маятник власти снова качнулся в сторону репрессивного курса с началом дела ЮКОСа.
“Полит.ру” будет пристально следить за развитием событий.