Следственный комитет обнародовал статистику по уголовным делам о пытках в местах заключения по запросу фонда «Нужна помощь». Выяснилось, что на каждые 44 сообщения от российских заключенных о насилии со стороны сотрудников колоний или СИЗО приходится только одно возбужденное уголовное дело. В некоторых регионах на них не реагируют совсем, а доказать сам факт преступления очень сложно.
Подобная статистика предоставлена СК впервые для площадки «Если быть точным» - проекта фонда «Нужна помощь», где на интерактивной карте представлены данные о социальных проблемах в регионах России. Они призваны помочь представителям НКО, бизнеса, госсектора и СМИ в решении социальных проблем и их освещении. Сейчас доступны карточки по пяти проблемам: «сиротство», «инвалидность», «ВИЧ», «преступность» и «места лишения свободы».
Подлинность данных о пытках в тюрьмах подтвердила РБК консультант проекта, руководитель исследовательских программ фонда «Общественный вердикт» Асмик Новикова. Их них следует, что за последние три года в России было возбуждено 148 уголовных дел об избыточном применении силы правоохранителями. Речь идет об уголовных делах, которые возбудили из-за превышения сотрудниками ФСИН своих полномочий с применением насилия, оружия, спецсредств или причинением тяжких последствий (ч. 3 ст. 286 УК). Именно этот состав обычно применяют в случаях насилия и пыток со стороны работников колоний и СИЗО. По данным издания, число возбужденных уголовных дел в 43,7 раза меньше количества сообщений о насилии в местах лишения свободы, которые зарегистрировал Следственный комитет. За четыре года таких жалоб поступило около 6 500. Например, в прошлом году, по итогам рассмотрения 1881 жалобы на пытки Следственный комитет возбудил 60 уголовных дел (3,2%).
При этом руководитель юридического департамента правозащитного фонда «Русь сидящая» Алексей Федяров допускает, что в статистике СКР отражена лишь небольшая часть жалоб заключенных на избиения и пытки. «Незарегистрированных обращений в разы больше. Вопрос о том, регистрировать ли сообщение о преступлении, — абсолютно неурегулированный, это полностью на усмотрение органа, куда человек обращается», — сказал юрист.
По мнению Асмик Новиковой, статистика «вынуждает делать вывод, что Следственный комитет как институт реагирования на пытки практически отсутствует». Пытки в СИЗО и колониях действительно сложно расследовать, констатирует она: в местах лишения свободы не бывает независимых свидетелей, а все прочие потенциальные доказательства — в полном распоряжении администрации учреждений: «У них монополия на эти доказательства, масса возможностей скрыть следы или создать псевдодоказательства, которые будут выгораживать реального преступника».
Лидерами по количеству жалоб за четыре года стали Свердловская область (720), Мордовия (496), Иркутская область (362), Пермский край (323) и Кемеровская область (301). При этом Свердловская область также заняла первое место по разрыву между количеством сообщений о насилии и количеством возбужденных дел. В нескольких регионах не возбудили ни одного дела после жалоб на насилие над заключенными, например в Иркутской (362 жалобы), Омской (153) и Новосибирской (137) областях. В некоторых регионах не жалуются на пытки — в Туве, Республике Алтай и в кавказских республиках, за исключением Ставрополья, Кабардино-Балкарии и Дагестана.
По данным на 1 ноября 2019 года, в России 530 460 заключенных, из них более 430 200 содержатся в 700 исправительных колониях, примерно 97 886 - в СИЗО. Еще 2343 человека находятся в восьми тюрьмах и 23 воспитательных колониях для несовершеннолетних. Ранее стало известно, что за год российское правительство 142 раза признало ответственность в нарушении Европейской конвенции за нечеловеческие условия в колониях. Государство понимает, что ЕСПЧ поддержит заявителей, и идет на мировую, чтобы сэкономить деньги на судебных издержках.