Захар Прилепин, писатель и руководитель партии «За правду» 30 октября объявил о создании «Гвардии Захара Прилепина». По словам политика, это будет передовой отряд партии, некое «постоянно действующее ополчение» основной задачей которого будет «обеспечивать сохранение политической, территориальной и культурной целостности нашей страны».
На сайте партии говорится о том, что «мы видим, что со времён Смуты, охватившей Россию в XVII века, враждебные силы много раз пытались раскачать политическую ситуацию в России извне. И всегда русский народ был готов дать отпор. Сегодня перед нами снова нависла угроза. "Гвардия Захара Прилепина" создана для того, чтобы не позволить силам со стороны дестабилизировать политическую систему России. Нам не нужен новый Майдан. Мы создали организацию, чтобы его предотвратить».
С чисто политической точки зрения момент объявления о создании некоего партийного актива, обособленного в отдельную организацию, выбран весьма удачно. День народного единства — вот он, наступил. И в этом контексте аналогии со смутой, «семибоярщиной» и прочими аллюзиями на дестабилизацию власти и появление некоего ополчения, которое приходит «и молча поправляет всё» с агитационной точки зрения весьма удачны.
Официально возглавит движение Сергей Фомиченков, который еще в 1999 году проводил в Севастополе пророссийские акции. Так, в «день независимости Украины», Фомиченков с соратниками на здании городского Клуба моряков вывесили транспарант «Севастополь — русский город!». После чего всех участников этой акции арестовали. В местах лишения свободы они провели около полугода. Затем Фомиченков принимал участие в боевых действиях в ЛНР, а позже и в ДНР. В общем, послужной список для того, чтобы возглавить некое «политическое ополчение» тоже самый подходящий.
Захар Прилепин, рассказывая о новом движении подчеркивает: «в ситуации, когда Россия на всех парах движется к собственному, инициированному извне, Майдану, мы обязаны работать на опережение. Не в целях спасения власти, а в целях спасения государства».
В целом, угроза «майдана» или любой другой вариации на тему «цветной революции» для России актуальна практически всегда. И особо актуальна стала именно с событий 2014 года. Поэтому некое общественное движение, которое и политически и социально позиционирует себя в качестве охранителей, это, скорее благо, нежели наоборот.
С другой стороны, чисто утилитарно, в любой адекватной партии должно быть свое «боевое крыло». Те самые активисты, которые используются и как сила на акциях «прямого действия», и как кадровый резерв для партии. Ротация кадров в любой партийной структуре и своевременное омоложение состава любой партии — это насущная необходимость. Не только в российских реалиях, во всем мире. Достаточно посмотреть на «молодых и перспективных» кандидатов от Демократической и Республиканской партий США, например.
При этом, судя по словам «сторонники партии "За правду" во многих российских регионах вышли на улицы, показав, как выглядит настоящая оппозиция в нашей стране», Прилепин позиционирует свою партию и свою «Гвардию», как некую оппозиционную силу. Но оппозиционно-патриотическую. Что, в общем, тоже дает определенную свободу манёвра.
С другой стороны, в России уже были попытки создания оппозиционно-патриотических движений. Но в последние годы о них не то, чтобы слышно.
Судя по реакции в Сети от ряда оппонентов писателя и политика, создание этой самой «Гвардии» все же стало значимым событием в определенных кругах.
Но в реалиях современной пропаганды — если ругают оппоненты, значит, всё делаешь правильно. Тем более, что старт движению на уровне исторической и политической символики дан весьма осмысленный.
Вопросы здесь, в общем-то, не в пропаганде и символической нагрузке, а в реальной политике. Новейшая российская история знает массу молодежных и не только общественно-политических движений. Как от отдельных партий, так и от государства в целом. Активная пора такого строительства пришлась на 2004 и последующие годы. Однако, году к 2008, а к 2011-2012 точно, вся эта активность как-то сошла на нет. Хотя лозунги о патриотизме, о предотвращении Майдана и даже многочисленные массовые акции в тех историях тоже имели место быть.
И здесь возникает вопрос о том, насколько долгосрочным и утилитарным будет этот проект. Потому, что «воевать против Майдана» с транспарантами — это, конечно, круто. И даже весело. Но что потом? Каковы будут политические перспективы для «гвардейцев»? И насколько сама эта «Гвардия» будет длительным проектом, чтобы «пропустить» через себя не один, а хотя бы с пару десятков наборов?
Это вообще вопросы не только к руководителю партии «За правду». Это, в принципе, вопросы к любой российской политической партии и политическому движению. Но с момента создания «Гвардии» отвечать на них придется именно Захару Прилепину.