Пресс-служба "Газпром-медиа" сообщила, что приказ об увольнении ведущего радиостанции «Эхо Москвы» А.Плющева отменен. Со своей стороны главред радиостанции А.Венедиктов направил представления об отстранении Плющева от эфира по 14 января 2015 года.
В своем блоге на сайте радиостанции Плющев 5 ноября задался вопросом, можно ли считать гибель сына главы АП С.Иванова доказательством существования бога. 6 ноября, по требованию главного акционера радиостанции — «Газпром-Медиа» — был произведен приказ об увольнении Плющева в связи с «нарушением журналистом всех допустимых морально-этических норм». 6 ноября председатель совета директоров холдинга «Газпром-медиа» М.Лесин допустил возможность отставки главреда «Эхо Москвы», если Венедиктов не согласится на увольнение сотрудника. Позже Плющев удалил твит и принес публичные извинения, а 17 ноября уже лично извинился перед С.Ивановым.
18 ноября прошла встреча Лесина с коллективом "Эха Москвы". 19 ноября он встречался уже наедине с Венедиктовым. После этого и появилось процитированное выше заявление пресс-службы "Газпром-медиа". Заодно отменилось и заочное заседание совета директоров "Эха Москвы", назначенное на 21 ноября, Заседание инициировал "Газпром-медиа", в повестке были три пункта: о главном редакторе, о редакции радиоканала и о формате вещания. А.Венедиктов боле, чем допускал, что на совете директоров будет обсуждаться его отставка.
Позиция Венедиктова
По его словам, "Приказ об увольнении Плющева противоречит уставу "Эха Москвы". Согласно документу, ни один журналист не может быть уволен без представления и без подписи главного редактора". Позже СМИ сообщили о том, что Лесин допускает возможность отставки Венедиктова, если тот не согласится с увольнением Плющева. Венедиктов уточнил, что вопрос о его собственном увольнении может быть поднят только на совете директоров радиостанции.
И даже так: "Я готов к смерти с момента рождения. А к отставке я готов всегда — это место медом не намазано. (...) Если Михаил Юрьевич, как председатель совета директоров, хочет отправить меня в отставку, то у него есть на это рычаги. Только угрожать мне не надо".
На встрече с редакцией с Лесиным 18 ноября Венедиктов позицию подтвердил: "Радиостанцией может руководить только главред; увольнение журналиста через его голову означает, что у главного редактора больше нет части функций, которые гарантированы ему уставом ЗАО "Эхо Москвы" и законом о СМИ".
Позиция Лесина
На встрече с редакцией "Эха Москвы" Лесин заявил, что "У меня на самом деле нет самоцели уничтожить "Эхо Москвы" и Венедиктова. Я этого не хочу". Но он считает поступок Плющева "неправильным и нездоровым", причем - "Если редакция и главный редактор не обозначит свою позицию по данному вопросу, понятную акционерам, я буду инициировать некие действия. Какие — я пока не готов обсуждать".
Далее Лесин настаивал именно на таком видении конфликта: отношения медийного актива и акционера. В интервью "Ленте" после встречи с редакцией "Эха" он резюмировал так: "Мне было важно донести до коллектива свою точку зрения как члена совета директоров и свое отношение к этому конфликту, который сейчас происходит между главным редактором и представителем акционеров, донести позицию акционера, у которого нет намерения погубить "Эхо Москвы", разрушить его. Нет самоцели уволить Венедиктова. Есть отношение к этому активу, которое я неоднократно декларировал, и я был бы рад, если бы мы сумели найти компромисс... Решение этой проблемы лежит не только в плоскости отношения совета директоров к главному редактору. Оно подразумевает, что и главный редактор в рамках своих полномочий будет максимально стремиться к компромиссу с акционерами. У нас есть возможность это делать непублично, и, наверное, в его ситуации мы это поймем. Но это должно быть двустороннее движение... Проблема не в самом Плющеве и даже не в морали. Это вопрос системы взаимоотношений акционера и главного редактора. Проблема именно в этом, а не в том, что есть какая-то тайная цель добить Плющева или перевоспитать его. Поздно. И это не проблема личных отношений между мной и Венедиктовым. Только отношения акционера и главного редактора".
После встречи Лесин-Венедиктов
После встречи с Лесиным Венедиктов сообщил: "Это был трудный разговор. Четыре часа наедине с Михаилом Юрьевичем [Лесиным]. Я очень устал. В итоге мы пришли к соглашению. Приказ об увольнении был отменен, а я со своей стороны написал представление об отстранении Александра Плющева от эфира до 15 января". Также в устав редакции будут внесены дополнения, касающиеся поведения сотрудников радиостанции в соцсетях.
Еще одним пунктом соглашения, по словам Венедиктова, стали дополнения в трудовой договор с главным редактором, которые "призваны усилить его персональную ответственность за распространяемую в СМИ информацию, в части ее соответствия требованиям законодательства". Ну а поскольку собрание совета директоров "Эха Москвы", запланированное на 21 ноября, теперь отменено,то дополнять трудовой договор с главредом Венедиктовым будут не завтра.
Тема акционера возникла и в другом варианте. Впрочем, сообщения об этом связаны не с договоренностью Лесин-Венедиктов, а с собранием 18 ноября. Там снова возникла тема о выкупе пакета акций "Эха Москвы" у "Газпром-медиа". После встречи Венедиктов пояснил: "Мы сделаем Лесину письменное предложение о выкупе пакета акций".
Пояснил ситуацию и Лесин: "Вопрос о выкупе контрольного пакета действительно был поднят одной из сотрудниц радиостанции, к сожалению, запамятовал ее фамилию, в чем я извиняюсь. Я это прокомментировал так, что мы не получали предложения от миноритарного акционера по продаже этих акций ни в виде письменного предложения, ни в виде предложения по цене. Было только устное заявление Венедиктова. На это Алексей Алексеевич ответил, что это соответствует действительности и пообещал, что в ближайшее время это сделает. Я сказал что мы на это посмотрим, но сегодня собственно цена любой радиостанции — это стоимость лицензии, по большому счету. Я объяснил, как работает рынок, и сказал, что если будет предложение от миноритарного акционера, то я обязательно буду рассматривать этот вопрос на совете директоров".
Но на вопрос "Ленты.ру" о том, "сколько примерно может стоить лицензия на вещание "Эха Москвы" ответил так: "Ну, слушайте… Ну, я не могу сейчас об этом говорить". То есть, всерьез это пока не обсуждается. Собственно, пока нет и самого предложения.
Частные блоги журналистов, нюансы
И еще раз о журналистах в соцесетях. Итак, Венедиктов сообщил, что в устав редакции будут внесены дополнения, касающиеся поведения сотрудников радиостанции в соцсетях: "Будет создана рабочая группа по разработке этих рекомендаций, в которую войдут представители редакции и юристы "Газпром-Медиа". Впоследствии эти рекомендации будут распространены на все СМИ входящие в холдинг".
Вот тут начинаются и нюансы, их два.
В начале встречи с журналистами Лесин сказал по этому поводу так: "Я услышал слова, связанные с тем, что твит — это личное пространство, на которое нельзя никак влиять. На эту тему у нас снова возник спор: а почему тогда на сайте "Эхо Москвы" появляются блоги? Почему тогда "Эхо Москвы" активно использует твиттер и другие социальные сети личного характера в собственной деятельности?
Но в итоге темой стали журналисты и блоги как таковые. Вне какой-либо связи с тем, используются ли они на сайте СМИ или нет.
А Венедиктов тогда заявлял, что не будет отстранять Плющева за его высказывания в Twitter: "До тех пор пока действия журналистов в соцсетях не регламентированы законом — за это нельзя наказывать". Тоже ведь нюанс: он требовал закона, но как бы согласился на внутриредакционный регламент. А это, в общем, все те же отношения по понятиям с акционером, которые он отвергал. Ну реально, не закон же? Соответственно, не начнется ли история заново уже по этому поводу?
Меж тем, как-то даже удивительно, что Госдума сама еще не озаботилась таким законом. Надо полагать, ситуация будет быстро исправлена — отталкиваясь от данного прецедента. Тут даже возникает соревнование: кто успеет быстрее – юристы "Эха" и "Газпрома" или кто-то из депутатов.