В Татарстане разворачивается скандал гигантских масштабов — причем повод самый что ни на есть актуальный — начинающаяся эпидемия коронавируса. Все началось еще в прошлом году, когда руководство республики вложило огромные средства в компанию «Фарммедполис-РТ», которая принадлежит Рустэму Магдееву и Рамилу Хабриеву, бывшему министру здравоохранения Татарстана и экс-директору антидопингового агентства РУСАДА, мы про них уже много писали.
История, если излагать ее коротко, простая. В какой-то момент никому неизвестная компания из Татарстана, которую, однако, представляют два человека с довольно сомнительной репутацией, заявила, что будет выпускать приборы для быстрой генетической диагностики гриппа и пневмонии. Причем технология, якобы, закуплена в Японии у некой K.K. Mirai Genomics — все готово для того, чтобы запускать производство буквально сейчас.
Есть, впрочем, некоторые «но».
Во-первых, сомнительна сама цель. Сейчас, когда в мире объявлена пандемия коронавируса, очень ценится возможность быстро провести тест и узнать, каким именно вирусом болен человек. Однако в «мирное время» это знание, по-хорошему, бессмысленно: протокол лечения вирусной пневмонии почти не отличается в зависимости от типа вируса, который ее вызвал.
Во-вторых, и это, пожалуй, главное: вся схема слишком уж напоминает мошенничество. Посудите сами.
У японского партнера компании «Фарммедполис-РТ» — Mirai Genomics — долгое время просто не было сайта, а когда он появился, то оказалось, что он хостится в России, написан на, что называется, Russian English и сделан на простом конструкторе для сайтов с использованием фотографий из фотобанков. Кнопки «загрузить брошюру», «загрузить спецификацию» и «загрузить результаты клинического исследования» не работают. Как и ссылки на некое приложение в AppStore и GooglePlay. «Уникальная технология», заявленная на сайте, называется LifePad, но никаких деталей про нее нет. Так что же собирались лицензировать в Казани? На прошлой неделе «Фарммедполис-РТ» заявила, что планирует выпускать тесты на коронавирус по «уникальной японской технологии», которой якобы обладает K.K. Mirai Genomics. Похоже, Рустэм Магдеев и Рамил Хабриев конъюнктурно переориентировались: с чипов — на тесты, но, видимо, тесты будут такие же «левые», как и чипы. «Версия» обнаружила, что адреса компании, указанные на «самопальном» сайте K.K. Mirai Genomics, никак не соответствует громким заявлениям об этой компании в России. Американский адрес — это второсортный бизнес-центр, а японский указан так, что на картах Google показывается целый район, а не конкретное здание.
И самое интересное. Центр антикоррупционной политики «Яблока» обнаружил закупку Департамента здравоохранения Москвы, который заключил контракт «с единственным поставщиком» на тесты коронавируса COVID-19 на 192 миллиона рублей. «Новая газета» выяснила, что поставщик Департамента, казанская фирма «Медпромресурс», связан с компанией, которой принадлежит товарный знак LifeRing. Под этим брендом в Казани должны выпускаться те самые японские чипы для диагностики гриппа. Из расследования «Радио Свобода» видно, что все нити ведут к Рустэму Магдееву и Рамилу Хабриеву, точнее, в «Фарммедполис-РТ».
Москва закупает тесты по 1500 рублей, при этом поставщик декларирует, что у него контракт с якобы разработчиком этих тестов — казанской компанией «СмартЛайфКеа». Но главная проблема в том, что ВОЗ о таком поставщике тестов COVID-19 ничего не знает, хотя российские разработчики там встречаются (кстати, ни одного из Казани). Тот же «Вектор» из Новосибирска, который производит тесты с января, признан ВОЗ. Стоимость тестов из списка ВОЗ варьируется, но тесты COVID-19 для Москвы могли не производить, а просто-напросто купить по 3 евро (260 рублей). То есть прибыль от этой чисто посреднической, спекулятивной операции может составить почти 125 миллионов, и это только за 100 тысяч наборов. И это только одна закупка, которая попала в поле зрения СМИ.
«У нас в России такое законодательство, которое позволяет официально оказывать предпочтение российским производителям. А учитывая что сейчас эпидемия и можно блудить как хочется, то естественно все используют этот момент для того, чтобы купить у своих ребят», — рассказал в разговоре с «Полит.ру» Василий Власов, член Экспертного комитета по медицинским исследованиям Европейского бюро Всемирной организации здравоохранения. «Это настолько темная история, что я подозреваю, что потом, когда дым уляжется, окажется, что вообще никаких следов нет, невозможно понять, кто куда всё… то, что называется, война все спишет. Но это и надежда, я думаю», — отметил он.
И еще интересный момент: Владимира Путина уже проинформировали о «прорывных» технологиях и о потенциальных заказах со всего мира на «японско-российские тесты». Те, самые о которых уже заявила компания «Фарммедполис-РТ». За слово «японские» в этой конструкции отвечает K.K. Mirai Genomics без адреса и с сайтом, сделанным в России. Обычно в случае простого разворовывания бюджета высшее руководство страны стараются не вмешивать во все процессы — вполне вероятно, что на этот раз все было ненамеренно, никто же не знал, что начнется эпидемия коронавируса. Теперь же ситуация выглядит крайне странно.