Преемником Владимира Путина объявлен Дмитрий Медведев. Нельзя сказать, что это решение было большой неожиданностью: опрошенные «Полит.ру» эксперты говорят, что фигура «компромиссного либерала» должна устроить всех – и левых, и правых внутри страны, и Запад, и бизнес-сообщество, как отечественное, так и зарубежное. Но в первую очередь – самого Путина, имидж которого изрядно подпортила «Единая Россия».
Почему Медведев
Говоря о причинах выдвижения Дмитрия Медведева на пост президента многие эксперты говорят о некоем компромиссе и о восстановлении баланса, который, как считается, сильно сместился в сторону силовиков. Заместитель директора Института социальных систем политолог Дмитрий Бадовский обращает внимание на то, каким образом было оформлено это выдвижение: его предложили лидеры четырех партий – «Единой России», «Гражданской силы», эсеры и аграрии.
«Почему выбрали Медведева? Сегодняшняя схема его выдвижения лишний раз подчеркивает, что он выдвигается не только от «Единой России», но и от максимально широкого политического спектра, – рассуждает Бадовский. – Это и умеренные левые, и аграрии – хотя их появление, скорее всего, обусловлено участием Медведева в нацпроектах. С другой стороны – «обозначены» либералы в лице «Гражданской силы».
По мнению политолога, в основе этого выбора лежит «идея универсальности». «Медведев – более консенсусная фигура, приемлемая для более широкого круга элитных групп (включая представление о Медведеве как о фигуре более предсказуемой, более понятной по сравнению с другими) и общества», – говорит Бадовский. Он отмечает, что это и сигнал российскому и международному бизнесу, где распространены стереотипы и фобии по поводу усиления силовиков в российской политике. «Выдвижение Медведева – сигнал, который должен снять опасения, успокоить бизнесменов», – говорит замдиректора Института социальных систем.
Выдвижение «либерального» кандидата вполне можно прогнозировать, заявил аналитик фонда «Индем» Георгий Сатаров. По его мнению, таким образом отчасти восстанавливается баланс в распределении власти. «Последнее проявление крена в сторону силовиков – атака на Кудрина, которую президент не смог парировать, – отмечает аналитик. – Думаю, он не хотел этой атаки, но уже не может контролировать борьбу клик и кланов в своем окружении».
А по мнению руководителя региональных программ Фонда развития информационной политики Александра Кынева, выдвижение кандидатуры Дмитрия Медведева – это демонстрация «компромиссного решения», которое позволяет не нанести ущерба имиджу Путина, сильно подорванному думской избирательной кампанией. Во время «не очень адекватной избирательной кампании», говорит Кынев, был сделан ряд стратегических ошибок, главная из которых: Путин лично возглавлял партию «Единая Россия», поддерживая партию, имеющую существенно более низкий, чем он сам, рейтинг. В итоге Путин существенную часть рейтинга потерял. «После того, как кампания в Госдуму далась такой ценой, поддерживать кандидата с низким рейтингом (например, Зубкова) – было бы сильным ударом по имиджу самого Путина», – полагает политолог.
В этих условиях «компромиссная» фигура Медведева, человека мягкого и говорящего какие-то «обтекаемые» вещи, воспринимается как некий шаг в сторону демонстрации компромисса общества, уход от того «конструкционного стиля», в котором была выстроена думская кампания, считает Кынев.
«Выдвижение Медведева кандидатом в президенты – это отказ от модели третьего срока в пользу реального преемника», – констатировал эксперт Центра политических технологий Алексей Макаркин.
Перспективы Медведева на посту президента
По мнению Макаркина, Медведев в качестве президента будет не столь сильной фигурой, как Владимир Путин. При нем сложится определенная система сдержек и противовесов. Одним из «противовесов» может стать второй первый вице-премьер Сергей Иванов, – они могут работать с Медведевым в тандеме «президент-премьер».
Пока что, считает Николай Петров из московского центра Карнеги, реализуется модель «слабый президент», и Путин может довольно долго оставаться при этом президенте регентом. «Очевидно, Медведев не сможет с самого начала реально возглавлять силовой блок, у него нет для этого предпосылок. А значит, будет переходный период, когда новому президенту еще не будут переданы все функции действующего главы государства», – считает Петров.
Перспективы России при Медведеве
Эксперты в один голос отмечают «либеральность» Медведева, но не ждут от него больших перемен. По своим взглядам Медведев, несомненно, «рыночник, либерал», отмечает Макаркин. Однако, по его мнению, «коренных преобразований нам ждать не следует, хотя, наверное, изменится стилистика власти, будет сделан акцент на реформы».
По оценке Макаркина, Медеведев будет проводить осторожную политику: в силу своей профессии (так называемый «питерский юрист») и характера он не пойдет на радикальные изменения.
Александр Кынев характеризует Медведева как политика «более-менее склонного к компромиссу»: «Сложно представить себе Медведева, проводящего жесткую конструкционную линию теми или иными группировками, – говорит политолог. – Поэтому я уверен, что резких перемен, как минимум, в первое время правления Медведева, не будет. Большинство времени будет сохраняться какой-то баланс сил, установленный еще при Путине».
Не ждет изменений и Сатаров. Правда, он объясняет это не столько характером Медведева, сколько сложившейся в стране ситуацией. Несмотря на либеральные симпатии «преемника», говорит он, самостоятельных либеральных партий в России нет и не будет в ближайшем будущем. «Режим уже привык к тому, что есть либералы назначенные, послушные, например, «Гражданская сила», – считает Сатаров. – СПС и «Яблоко» для Кремля – давно отработанный материал, на них не будут делать ставку».
«В следующем электоральным цикле станет очень важным вопрос о формировании новой либеральной партии, – возражает Бадовский. – Отчасти эту функцию в ближайшее время может выполнять правая платформа в «Единой России». По его мнению, в ближайшее время, эта правая платформа усилится – там Плигин, Хлопонин и другие. «Единая Россия», говорит Бадовский, среди системных политических партий самая правая, парламентская оппозиция вся «левее» «единороссов». «Однако в дальнейшем должна оформиться особая либеральная партия. Возможно, это произойдет через выделение такой партии из «Единой России», но, на мой взгляд, это маловероятно. Скорее она будет создана вновь, с чистого листа», – считает он.
Макаркин, в свою очередь, отмечает, что Медведев – приемлемая фигура для западных стран. «Для Запада появление такого кандидата – знак, что Россия не станет Белоруссией или Венесуэлой, – говорит он. – Медведев будет отстаивать интересы своей страны, но и аллергии у западных стран не вызывает. Возможно, он даже предпочтительнее для наших иностранных партнеров, чем Иванов».
Куда уйдет Путин
С тем, что Путин так или иначе сохранит свою власть при президенте Медведеве, согласны все, однако до сих пор нет единого мнения, в какой именно форме это будет происходить.
«Что касается действующего президента, то он может сохранить серьезное влияние, даже занять какой-то пост, – соглашается Макаркин. – Может быть, премьера – но тогда возможны психологические сложности, ведь отношения между Путиным и его выдвиженцем всегда строились по принципу «старший-младший». Если пофантазировать, то для Владимира Владимировича может быть учрежден какой-то новый высокий пост, например, председатель Госсовета».
«Выбрали человека предельно лояльного и послушного президенту, а значит, Путин рассматривает прежде всего неформальные возможности сохранения власти», – говорит Сатаров. Он допускает, что Путин «наконец реализует свою мечту и станет суперолигархом».
Еще не все предрешено
«Мне не кажется, что это окончательное решение – это лишь какая-то промежуточная ясность», – считает «Полит.ру» Николай Петров из московского центра Карнеги. Времени еще много, может появиться новый кандидат, и они вполне могут конкурировать «до финального звонка, когда уже надо будет оставлять фамилию в бюллетене».
Ждет новых выдвиженцев и Сатаров. Он тоже говорит, что выдвижение Медведева «не окончательное решение».