Минфин России поддержал идею направить на выполнение майского указа президента о развитии страны средства от приватизации государственных компаний. Продана может быть и часть акций Сбербанка — в Минфине это считают допустимым.
Всего на выполнение майского указа Путина о развитии страны до 2024 года требуется 25 триллиона рублей, 8 триллионов из которых еще только предстоит найти. В связи с этим и была вновь затронута тема приватизация госкомпаний.
В Минфине считают неправильным затухание процесса приватизации. Это мнение высказал в частности заместитель министра финансов Алексей Моисеев. «Мы давно говорили о том, что можно не бояться по некоторым компаниям спуститься ниже доли 50% и уйти на [уровень] 25%», – цитирует его слова газета «Ведомости».
По мнению Моисеева, государство может продать и пакета акций Сбербанка, однако необходимо сохранить контроль над ним. Моисеев назвал этот вопрос носящим «принципиальный характер». В тоже время он признал, что решение по этому поводу еще не принято.
«Конечно, это госконтроль. Но, в принципе, потому что там есть префы, можно еще немножко продать, не уступая госконтроль», – объяснил замминистра.
Побеседовать с «Полит.ру» о том, откуда можно взять деньги на реализацию майского указа и как повлияет на ситуацию приватизация, в том числе и частичная приватизация Сбербанка, согласился Николай Миронов, руководитель Центра экономических и политических реформ. По его мнению, искать средства для исполнения указа через приватизацию — не лучшая идея.
«Самый главный риск в случае реализации этого предложения заключается в том, что государство распродаст свои активы, чтобы реализовать меры, описанные в указе. Но если, допустим, эти меры не будут реализованы или не дадут эффекта (что весьма вероятно), то потом уже продавать будет ничего. Так что стоило бы задуматься о целесообразности такого разбрасывания государственными активами.
Насколько это вообще нужно делать? Не факт, что цены на нефть будут держаться на высоком уровне достаточно долго. Сейчас они относительно высоки, но вполне возможно, что дальше будут очередные кризисы, и тогда деньги понадобится. Поэтому сиюминутные решения о приватизации только кажутся стратегическими, а на деле принимаются на злобу дня, чтобы прямо сейчас заткнуть дырки. Ведь нужно выполнять обещания, которые были даны накануне выборов.
В этом я большой рациональности не вижу. Для начала надо было бы составить государственный план на несколько лет, в котором стоило бы заложить все контрольные точки прорыва, и расписать, на что конкретно нужны деньги и какой они дадут эффект. Потому что деньги должны вернуться, а не просто куда-то уйти безвозвратно. Если они не вернутся, то на что потом жить будем? Вот это я считаю главным моментом.
Что касается возможной приватизации Сбербанка, то там, как я понимаю, речь идет о части пакета акций, который не является контрольным. Поэтому деятельность Сбербанка в данном случае не изменится. Просто государство будет получать меньше дивидендов по оставшейся доле, а частные лица за счет этого смогут пополнить свои средства. Думаю, доходность по акциям Сбербанка достаточно высока.
Что до безопасности вкладов, то она гарантируется разными инструментами — помимо того, что Сбербанк ближайшее время даже по чисто психологическим причинам не пойдет на какое-либо нарушение прав своих вкладчиков. Сейчас и так уже достаточно серьезных раздражителей общественного мнения — таких, как пенсионный возраст, повышение НДС, рост цен на бензин и так далее. Можно назвать много такого, из-за чего общественное недовольство уже возникает, поэтому не думаю, что к этому присовокупят еще и проблемы с вкладами.
Кроме того, есть механизмы страхования вкладов. Правда, сумма там ограничена, но она достаточно велика. Основную массу населения это вполне устраивает, и это гарантирует их права. Так что рисков здесь я не вижу.
А вот какими еще способами, помимо приватизации, можно было бы обеспечить получение средств, необходимых для исполнения указа президента? Во-первых, насколько я вижу, и без приватизации сейчас будут мобилизованы достаточно большие средства. Мы увеличим пенсионный возраст — и это даст экономию средств. Также произойдет увеличение налогов — пускай и не тех, о которых говорили.
Если помните, президент недавно заверял по поводу ряда налогов, что они не будут изменяться. Однако про НДС он ничего не сказал, и НДС будет расти. Это автоматически приведет к росту цен. Значит, некоторые рост доходов государства будет обеспечен и за счет этого.
Но если говорить подробнее про майский указ президента и вообще государственную политику в этой области, то нужно отметить, что большая составляющая ее — это стройки разного рода объектов. Надо подумать, все ли они действительно нужны, надо повысить эффективность расходов по данному направлению.
Очень часто здесь заложены самые разные составляющие, в результате которых или строительство может быть бессмысленно, или стоимость его может оцениваться гораздо дороже, чем на самом деле. Если заняться этими моментами, то можно обеспечить немалую экономию бюджета. Соответственно, сэкономленные средства можно будет использовать.
Кроме того, как я понимаю, вложения средств будут пассивными. Вкладываться станут в объекты инфраструктуры, отчасти в зарплаты, отчасти — еще во что-то. Хотя наиболее правильными были бы вложения в предпринимательский сектор, в производство, которое дало бы новые налоги. Я бы также отметил, что следует увеличивать уровень жизни. Тогда увеличится потребительский спрос, а он тоже даст новые налоговые поступления. И такая экономическая политика не требовала бы неожиданного поиска многих триллионов рублей, ломки институтов разного рода и приватизации госактивов, а также повышения налогов», — объяснил Николай Миронов.