Российская полиция поделилась планами на будущее — тем, как она собирается жить дальше и оберегать покой граждан. Сделано это в проекте госпрограммы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», который ныне представлен на общественное обсуждение. В документе, как и положено, много цифр (статистики, плановых показателей и плановых же трат), анализ текущего положения и прогноз того, как это все будет выглядеть после реализации программы.
Понятно, что такого рода документы никогда полностью не исполняются, но поскольку программа в том или ином виде принята будет, то исполнить ее в том или ином виде в МВД постараются. Как минимум средства освоить придется. Документ вообще про это — про деньги, а не про охрану правопорядка. Жанр у него такой. Это не означает, что про охрану правопорядка там мало сказано — много, должны же в МВД обосновать выделение им средств и описать проблемы и болевые точки.
В таких документах, кстати, вне зависимости от конкретного ведомства, что просит деньги, имеется известное противоречие. Раз просят деньги — стало быть, надо описать серьезные проблемы, на решение которых деньги необходимы. Но и описать все в черном цвете нельзя, иначе возникнут вопросы на предмет того, что раньше делала в данном случае полиция.
В результате описание получается более-менее объективным. С той поправкой, что любое ведомство заранее стремится снять с себя ответственность за неисполнение взятых на себя обязательств. В МВД, скажем, считают, что «преступность является социальным явлением, порождаемым множеством различных социальных факторов. В этой связи возможные сценарии развития криминальной ситуации в России в долгосрочной перспективе зависят в первую очередь от эволюции ситуации в идеологической, политической, социально-экономической сферах». А потому, сказано в документе, «криминальная ситуация будет улучшаться при улучшении положения в обществе и государстве и наоборот».
То есть тут не только полиция, тут и вся система государственной власти, а также общество виноваты. В общем, не поспоришь, но все равно звучит как будто МВД заранее оправдывается.
Или вот: «преступности присуща определенная инерционность, то есть усилия, предпринимаемые государством в этой сфере, даже при условии их высокой эффективности, оказывают положительное влияние с запозданием на несколько лет. В этой связи необходимо понимать, что влияние на криминальную ситуацию социально-экономических проблем, связанных с мировым финансово-экономическим кризисом, еще не только не исчерпало своего потенциала, но и, возможно, не проявило себя в полной мере». То есть не только общество и государство, но еще и финансово-экономический кризис, который нам за грехи пришел из Америки, как известно. И здесь «англичанка гадит», не иначе. Хотя ведь тоже не поспоришь — правда это.
В МВД не теряют оптимизма и видят вполне конкретные резервы для улучшения функционирования внутренних органов. Одним из них и, пожалуй, самым примечательным, является следующий – минимизировать «неблагоприятные последствия проведенных преобразований системы МВД России, связанные, прежде всего, с сокращением штатной численности органов внутренних дел Российской Федерации, перераспределением функций и утратой определенных наработок и связей по причине реорганизации отдельных подразделений и служб».
МВД, таким образом, почти прямо в программном документе говорит о том, что реформа полиции президентства Дмитрия Медведева помешала ей в планомерной борьбе с преступностью. И обещает «неблагоприятные последствия» минимизировать, а то и вовсе свести на нет.
Основным достижением медведевской реформы, напомним, помимо смены названия и новой формы, стало как раз сокращение рядов МВД на 20 процентов до примерно миллиона штатных сотрудников. Из проекта новой госпрограммы можно понять, что в МВД таким сокращением недовольны и готовы его пересмотреть. Ну например, увеличив штатную численность сотрудников.
Медведевская реформа довольно жестко критиковалась еще в процессе ее реализации, в том числе и в самом ведомстве. Теперь сменился и президент, и ответственный за реформу министр, так что уже можно и открыто критиковать. Еще в самом начале министерства Владимира Колокольцева, в июне 2012 года, в МВД была создана рабочая группа, в задачи которой входило то, что в МВД официально обозвали «переходом к следующему этапу реформирования». Предполагалась там, в частности, «проверка обоснованности ликвидации городских и поселковых отделов внутренних дел и средних специальных учебных заведений».
Как заявляют «источники «Коммерсанта» в центральном аппарате полицейского ведомства», реформа «была ни теоретически, ни практически не подготовлена». «Сокращение штата органов внутренних дел на 20 процентов привело к тому, что во многих регионах сельские районы остались без участковых, даже в крупных городах сейчас не хватает сотрудников патрульно-постовой службы, а именно она обеспечивает в первую очередь борьбу с уличной преступностью, результаты которой непосредственно влияют на степень доверия граждан к полиции», - пишет издание. Надо думать, что эти «неблагоприятные последствия» будут при реализации новой госпрограммы и впрямь нивелированы.
Другое дело, что сокращение эпохи Медведева было не только не сверх-масштабным, оно было недостаточным. Государству хочется иметь относительно небольшую и эффективную полицию, но у него выходит монструозное образование, стремящееся к тому же к саморазрастанию в полном соответствии с законами Паркинсона. На середину 2000-х предельная численность органов, согласно президентским указам, была на уровне примерно в 800 тысяч, а по факту сотрудников в системе МВД было сильно за миллион. И когда их до миллиона сократили (хотя это больше, чем предел), в МВД начали жаловаться на нехватку сотрудников.
Наверняка полицейскому начальству виднее, и в полиции и впрямь нужен этот миллион сотрудников минимум. Наверняка ревизия реформы и впрямь необходима. Тут ведь фокус в том, что проверить можно только опытным путем — когда полиция работает хорошо, ее же и незаметно почти.
Только вот все рекомендации по преобразованиям системы государству и обществу, вполне вероятно, придется принимать изнутри самой МВД. А если кто-то усомнится в эффективности полиции, то всегда можно будет сослаться на кризис или идеологическую ситуацию. Да уже и в проекте госпрограммы это записано: «влияние на криминальную ситуацию социально-экономических проблем, связанных с мировым финансово-экономическим кризисом, еще не только не исчерпало своего потенциала, но и, возможно, не проявило себя в полной мере» и «рассматривая перспективы развития ситуации в сфере реализации Государственной программы, следует учитывать, что в посткризисных условиях либо в случае развития новой волны кризисных явлений возможно усиление влияния существующих криминогенных факторов».Так что придется поверить полиции на слово, ведь сколь угодно нейтральная внешняя реформа, как показал опыт, ни к чему не ведет и ведомством будет провалена.