будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
полиция Дмитрий Медведев Реформа милиции/полиции
Май 16, 2025
Страна

Признать реформу провалом

Признать реформу провалом
polic-3
Фото: Юрий Мартьянов/Коммерсантъ

Российская полиция поделилась планами на будущее — тем, как она собирается жить дальше и оберегать покой граждан. Сделано это в проекте госпрограммы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», который ныне представлен на общественное обсуждение. В документе, как и положено, много цифр (статистики, плановых показателей и плановых же трат), анализ текущего положения и прогноз того, как это все будет выглядеть после реализации программы.

Понятно, что такого рода документы никогда полностью не исполняются, но поскольку программа в том или ином виде принята будет, то исполнить ее в том или ином виде в МВД постараются. Как минимум средства освоить придется. Документ вообще про это — про деньги, а не про охрану правопорядка. Жанр у него такой. Это не означает, что про охрану правопорядка там мало сказано — много, должны же в МВД обосновать выделение им средств и описать проблемы и болевые точки.

В таких документах, кстати, вне зависимости от конкретного ведомства, что просит деньги, имеется известное противоречие. Раз просят деньги — стало быть, надо описать серьезные проблемы, на решение которых деньги необходимы. Но и описать все в черном цвете нельзя, иначе возникнут вопросы на предмет того, что раньше делала в данном случае полиция.

В результате описание получается более-менее объективным. С той поправкой, что любое ведомство заранее стремится снять с себя ответственность за неисполнение взятых на себя обязательств. В МВД, скажем, считают, что «преступность является социальным явлением, порождаемым множеством различных социальных факторов. В этой связи возможные сценарии развития криминальной ситуации в России в долгосрочной перспективе зависят в первую очередь от эволюции ситуации в идеологической, политической, социально-экономической сферах». А потому, сказано в документе, «криминальная ситуация будет улучшаться при улучшении положения в обществе и государстве и наоборот».

То есть тут не только полиция, тут и вся система государственной власти, а также общество виноваты. В общем, не поспоришь, но все равно звучит как будто МВД заранее оправдывается. 

Или вот: «преступности присуща определенная инерционность, то есть усилия, предпринимаемые государством в этой сфере, даже при условии их высокой эффективности, оказывают положительное влияние с запозданием на несколько лет. В этой связи необходимо понимать, что влияние на криминальную ситуацию социально-экономических проблем, связанных с мировым финансово-экономическим кризисом, еще не только не исчерпало своего потенциала, но и, возможно, не проявило себя в полной мере». То есть не только общество и государство, но еще и финансово-экономический кризис, который нам за грехи пришел из Америки, как известно. И здесь «англичанка гадит», не иначе. Хотя ведь тоже не поспоришь — правда это.

В МВД не теряют оптимизма и видят вполне конкретные резервы для улучшения функционирования внутренних органов. Одним из них и, пожалуй, самым примечательным, является следующий – минимизировать «неблагоприятные последствия проведенных преобразований системы МВД России, связанные, прежде всего, с сокращением штатной численности органов внутренних дел Российской Федерации, перераспределением функций и утратой определенных наработок и связей по причине реорганизации отдельных подразделений и служб».

МВД, таким образом, почти прямо в программном документе говорит о том, что реформа полиции президентства Дмитрия Медведева помешала ей в планомерной борьбе с преступностью. И обещает «неблагоприятные последствия» минимизировать, а то и вовсе свести на нет.

 

Основным достижением медведевской реформы, напомним, помимо смены названия и новой формы, стало как раз сокращение рядов МВД на 20 процентов до примерно миллиона штатных сотрудников. Из проекта новой госпрограммы можно понять, что в МВД таким сокращением недовольны и готовы его пересмотреть. Ну например, увеличив штатную численность сотрудников.

Медведевская реформа довольно жестко критиковалась еще в процессе ее реализации, в том числе и в самом ведомстве. Теперь сменился и президент, и ответственный за реформу министр, так что уже можно и открыто критиковать. Еще в самом начале министерства Владимира Колокольцева, в июне 2012 года, в МВД была создана рабочая группа, в задачи которой входило то, что в МВД официально обозвали «переходом к следующему этапу реформирования». Предполагалась там, в частности, «проверка обоснованности ликвидации городских и поселковых отделов внутренних дел и средних специальных учебных заведений».

Как заявляют «источники «Коммерсанта» в центральном аппарате полицейского ведомства», реформа «была ни теоретически, ни практически не подготовлена». «Сокращение штата органов внутренних дел на 20 процентов привело к тому, что во многих регионах сельские районы остались без участковых, даже в крупных городах сейчас не хватает сотрудников патрульно-постовой службы, а именно она обеспечивает в первую очередь борьбу с уличной преступностью, результаты которой непосредственно влияют на степень доверия граждан к полиции», - пишет издание. Надо думать, что эти «неблагоприятные последствия» будут при реализации новой госпрограммы и впрямь нивелированы.

Другое дело, что сокращение эпохи Медведева было не только не сверх-масштабным, оно было недостаточным. Государству хочется иметь относительно небольшую и эффективную полицию, но у него выходит монструозное образование, стремящееся к тому же к саморазрастанию в полном соответствии с законами Паркинсона. На середину 2000-х предельная численность органов, согласно президентским указам, была на уровне примерно в 800 тысяч, а по факту сотрудников в системе МВД было сильно за миллион. И когда их до миллиона сократили (хотя это больше, чем предел), в МВД начали жаловаться на нехватку сотрудников.

 
Фото: lastphotos.ru

Наверняка полицейскому начальству виднее, и в полиции и впрямь нужен этот миллион сотрудников минимум. Наверняка ревизия реформы и впрямь необходима. Тут ведь фокус в том, что проверить можно только опытным путем — когда полиция работает хорошо, ее же и незаметно почти. 

Только вот все рекомендации по преобразованиям системы государству и обществу, вполне вероятно, придется принимать изнутри самой МВД. А если кто-то усомнится в эффективности полиции, то всегда можно будет сослаться на кризис или идеологическую ситуацию. Да уже и в проекте госпрограммы это записано: «влияние на криминальную ситуацию социально-экономических проблем, связанных с мировым финансово-экономическим кризисом, еще не только не исчерпало своего потенциала, но и, возможно, не проявило себя в полной мере» и «рассматривая перспективы развития ситуации в сфере реализации Государственной программы, следует учитывать, что в посткризисных условиях либо в случае развития новой волны кризисных явлений возможно усиление влияния существующих криминогенных факторов».Так что придется поверить полиции на слово, ведь сколь угодно нейтральная внешняя реформа, как показал опыт, ни к чему не ведет и ведомством будет провалена.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).