Неделя была невнятной. Но оттого лишь, что предыдущие были слишком внятные. Взрыв в Домодедово – это очень внятно. Бух! – и сразу стало понятно, что в России все еще идет война. Приговор Ходорковскому – тоже очень внятно. Ибо понятно, кто к нам в лапы попал, тот уж не выйдет никогда. Что с возу упало (ЮКОС), то пропало. Правильно – не правильно, законно – незаконно, - кто ж теперь разберет такие частности? В России заднего хода нет - вот главное. И даже то, что туристические операторы тупо продолжали засылать в Египет российских туристов, хотя уже было известно, что там революция и вроде 300 человек за раз убили, это тоже очень внятно. Потому как не возвращать же деньги! Интересы индустрии в монополистическо-капиталистической России приоритетны. Нет, мил человек, заплатил - лети! Отдыхай несмотря на что!
Кстати, по поводу отдыха в Египте возникает одна рефлексия.
Ведь Египет, как известно, - любимое место россиян. Там и дешевле, чем в Сочи. И всё включено. И вообще забавно. То акулы кого-нибудь загрызут, а то местные египтяне пытаются вас надуть на экскурсии в пустыню. А то возьмут деньги, чтобы иную туристку на верблюд посадить, а чтобы с верблюда назад ссадить – опять за дополнительную плату, но бОльшую. Нашими туристами, кстати, это всегда воспринималось совершенно нормально.
То есть нормально, что где-то есть гостиничный рай с ними, белыми людьми. Скатерти-самобранки посреди пустыни. И нормально, что вокруг толпы шакалящих, как сказал бы наш премьер, потомков египтян, которым надо что-то есть и чем-то зарабатывать на жизнь. Сия картинка в сознании «руссиш туристо» за десять последних лет отпечаталась вечной константой жизни и кажется вполне себе справедливой.
Ведь «руссиш туристо» – это тот, кто приезжает с полными карманами нефтедолларов. А египтянин – всего лишь подвозит на верблюдах. Хотя смысл всего, наверное, в другом: мы стали очень лояльными к любым проявлениями неравноправия в мире.
Но вечного, как известно, нет ничего. Даже социального зла. Посредством египтян нам в очередной раз показано: всякая стабильность, замешанная на крайне неравномерном присвоении общественного продукта, когда-нибудь да взрывается, нравилось российскому обывателю там отдыхать или нет… Таков «новый опыт», который – и таков страшный сон элит - в принципе распространятся и на СНГ.
Так египетский лозунг "Хлеб, свобода, достоинство" уже актуален в Армении, - заявляет - экс-министр иностранных дел Армении Александр Арзуманян. А московский публицист Леонид Радзиховский поступает еще круче. Вроде бы начиная писать о судьбе Мубарака («регулярная смена президентов – единственная, известная в современном мире, гарантия стабильности, гарантия от революций и переворотов»), думает о ком?... Правильно, и другие думают о Нём же…
А в это время «Нём же» и, если брать по двое, «Них же» заметно активизировались на политической сцене. И тут мы, как я обещал выше, мы вступаем в зону значительной турбулентности смыслов. Потому что надо придумать этой активации хоть какую-нибудь концепцию. Заводят нас общими усилиями в тупик? Добрый следователь, злой следователь… Или вот самая наивная… «Они» все-таки вступили в предвыборную борьбу…
Предполагать такое можно, если отвлечься от того, что выборов у нас вообще-то нет. Или, вернее, что все-таки есть, но посредством смотрин, которые устраивает узкий круг влиятельных лиц. Все ж они делают замеры популярности медийных образов «Них же», их адекватности, договороспособности, отзывчивости на запросы сливок общества…
Ведь речь обычно идет не только о личной безопасности «Них же», подвергаемой испытаниям в результате переменчивости любви народа. Не только о сохранности их тяжким трудом заработанных на галерах состояниях. Но, как мы видим по ситуации с Мубараком, а так же по ситуации с другими стрёмными президентами постсоветского пространства, о безопасности всех привыкших получать стабильные дивиденды от «стабилизации режима».
По отдельности они трусоваты, а вместе – та же стая шакалов.
И вот этот класс и «Них же», похоже, начинают обмениваться странными сигналами. Намедни двумя значительными, и одним, на первый взгляд, вздорным и малозначительным… Но только на первый взгляд.
Так, «Нем же» вдруг поторопился заявить о раскрытии теракта в Домодедово, что я поначалу попросту пропустил мимо ушей, как белый шум. Поскольку не существует внятного определения слову «раскрытие».
Действительно, можно ли считать «раскрытием», что якобы нашли чей-то палец, и этот палец оказался принадлежим тому-то и тому-то из села такого-то? А то и вообще студенту, недоучившемуся на бухгалтера, по слухам, тихому миловидному пареньку?
Но не пропустила мимо ушей, как мы видим, вторая голова «Них же», вдруг бухнув на всю Эрефию, что, мол, НИКОМУ не нужно пиариться . А кроме того, вдруг пошла сигнальная морзянка по делу Ходорковского, заставившая даже иного государственника с испугу предположить, что «СМИ, даже государственные, принадлежат тем, кого не устраивает Путин и тандем, в состав которого входит Путин».
А может принадлежит уж и Верховный Суд? Почта, вокзал, телеграф? Ведь после неких слов «Второго» на форуме в Екатеринбурге (стенографический отчет) Верховный суд вдруг усомнился в законности ареста и даже изъявил эту ситуацию исследовать.
Однако и «НИКТО» тоже не сидел сложа руки, а начал делать то, что не делал уже много лет – стараться нравиться элите телевизионной журналистики, и даже вроде бы согласился временами допускать оппозицию до эфира, что придворным комментатором Познером было воспринято как санкция. Такие санкции, очевидно, даются «при пожаре». То их десять лет не давали – не давали, а то их вдруг дали…
Но самым значительным из обмена сигналами – я считаю – был на первый взгляд «малозначительный» сигнальчик от Волочковой. Ее выход из ЕдРа. Поскольку Волочкова – хоть и прима, и девушка вздорная, и, наверное, уже на закате своего искусства, но по сути живейшее из живых олицетворение получающего дивиденды класса.
Ведь иногда так и бывает: как поведет себя такая вздорная девушка (а вслед еще и вздорный мужчина – Буйнов: «Считайте, что "живут на свете дураки". В данном случае это был я»), так оно потом и пойдет. Потому как она, они, всеми своими антеннами чувствительно улавливают происходящее в среде.
Я,например, всегда вспоминаю, что когда в 1991 году Ростропович вдруг взял в руки автомат Калашникова, чтобы как бы с оружием в руках защищать Белый дом (до сих пор не ясно, кому пришла в голову гениальная идея дать виолончелисту автомат), так сразу и стало ясно, ГКЧП кирдык. А в нашем случае Волочкова, выходящая из ЕдРа, это в каком-то смысле точно такой же Ростропович с автоматом.
Но вот чему будет на этот раз кирдык, надо еще разобраться.