Министерство обороны хочет включить легковые автомобили в перечень техники, которая может быть передана армии в случае введения военного положения. Об этом во вторник пишет газета «Известия». Ведомство уже подготовило проект поправок в приказ министра обороны от 14 марта 2014 года №151. Сейчас он проходит процедуру межведомственных согласований и антикоррупционную экспертизу.
Документ, с которым ознакомились «Известия», предлагает включить в список транспортных средств, подлежащих учету в военных комиссариатах, все автомобили категории М1. В нее входят все пассажирские легковые машины, имеющие не более восьми мест помимо водительского.
При этом в тексте приказа отмечается, что в первую очередь оборонное ведомство сбирается мобилизовать автомобили отечественного производства, которые уже находятся на вооружении, такие как УАЗ-469, УАЗ-3151, УАЗ-2966, УАЗ-3163 («Патриот»). Иностранные полноприводные внедорожники мобилизуют в крайнем случае, но в их число все-таки включены такие дорогие машины. Как Toyota Prado или VW Touareg.
Сейчас в России действует норма, согласно которой в случае военного положения мобилизации подлежат автобусы и грузовики. Отметим, что военное положение вводится, согласно закону, вводится в случае внешней агрессии или угрозы нападения иностранного государства.
Также в проекте приказа уточняется, что автомобили будут возвращаться их владельцам, как только во вновь образованную в связи с военным положением часть поступят машины из резерва Минобороны. Более того, собственники вправе рассчитывать на компенсацию, размер которой будет зависеть от срока использования автомобиля и полученных им повреждений.
Хотя вероятность введения военного положения на территории России еще достаточно мала, новые правила в случае принятия все-таки коснутся всех автовладельцев и в мирное время. Все легковые автомобили должны находиться на строгом учете, в военкоматах на каждый автомобиль будет заведена карточка технического состояния, в которой будут указаны возможность эксплуатации транспортного средства без предварительного ремонта, последние данные техосмотра и наличие полиса ОСАГО. Впрочем, все эти данные будут передавать в Минобороны не сами автовладельцы, а ГИБДД.
Данные о машинах, которые находятся в собственности юрлиц, будут передавать не только органы ГИБДД, но и Гостехнадзор, Росстат и налоговую службу.
Кроме того, предлагается ставить на воинский учет мобильные компрессорные и электрические станции, а также агрегаты электропитания — они понадобятся вооруженным силам для организации базовых полевых лагерей и электропитания систем вооружения.
Система мобилизации гражданского автотранспорта существовала в Советском Союзе. На специальный учет ставились все машины, находящиеся на балансе и предприятий или в собственности граждан. В случае необходимости в армию отправились бы не только УАЗики лесников, но и «Волги».
Отметим, что сейчас водители обязаны предоставлять свой автомобиль по требованию медиков, чтобы доставить больного или раненого до ближайшего медпункта, а также сотрудников правоохранительных органов, если тем нужно транспортное средство для преследования преступников. Правда, если судить по сообщениям в СМИ, в России все-таки такая временная конфискация почти не практикуется.