Министерство экономического развития России предложило учесть повышение НДС в тарифах на услуги ЖКХ. По его оценке, это поможет уберечь коммунальные предприятия от существенных убытков. Как пишет газета «Известия», годовой размер этих убытков был оценен ведомством в 100 миллиардов рублей.
О том, как расценивать появление такого предложения, с «Полит.ру» поговорил Николай Миронов, руководитель Центра экономических и политических реформ. По его мнению, инициатива МЭР оказалась крайне несвоевременной, так как способна дестабилизировать ситуацию, и без того являющуюся достаточно напряженной из-за пенсионной реформы.
«Думаю, что это инициатива самого Минэкономразвития — министерства, которые сейчас в общем раскладе правительства довольно сильно потеряло в весе. МЭР раньше больше значило, чем сейчас; сейчас в основном экономическая политика ушла в Минфин, и хотя МЭР, конечно, не стал периферийным ведомством, уровень вопросов, которыми оно занимается, явно упал.
Раньше голос этого министерства в связи с налогами и с пенсионной реформой особенно не звучал, и вдруг последовало такое заявление. Я думаю, что это результат определенных лоббистских усилий со стороны бизнеса, который контролирует жилищно-коммунальное хозяйство. Понятно, что в результате повышения НДС у этого бизнеса упадет норма прибыли. Но надо понимать еще, что компании, занимающееся ЖКХ, далеко не везде сверхбогаты.
Да, в крупных благополучных городах это очень хороший бизнес. Но если брать, например, территории, регионы, экономически менее развитые, то там у этих компаний доходность ниже и прибыль невелика. Тем более что сейчас очень высоки долги по ЖКХ, которые, по факту, являются невозвратными. Люди накапливают их просто потому, что не могут эти деньги отдать. И, судя по всему, большая часть этой задолженности (а она сейчас составляет свыше триллиона рублей в целом по стране) уже никогда не вернется. Люди, может быть, будут объявляться банкротами, но денег никто не дождется.
Итак, становится понятно, что с повышением НДС прибыль еще сократится. И, я думаю, имело место коллективное лоббирование того, чтобы через Министерство экономического развития поднять этот вопрос. Министерство же не нашло ничего лучшего, чем выступить с этой инициативой, и сделало это совершенно не вовремя. Почему я упомянул пенсионную реформу, так это потому, что сейчас в связи с ней идет падение рейтингов "Единой России" и власти в целом. Затронут оказался даже рейтинг главы государства, не говоря уже о том, что доверие к правительству упало практически до плинтуса. И сейчас, когда власть пытается всячески превратить это недовольство в более или менее конструктивный разговор по поводу социальных обязательств государства (не знаю, что из этого выйдет, но такие попытки делаются), вдруг МЭР откровенно добавляет масла в огонь, говоря том, что теперь вырастет еще и оплата за ЖКХ!
Новость эта, конечно, привлекла внимание журналистов и сразу же разошлась. Это пример как минимум абсолютно некачественный информационной политики, абсолютного разрыва информационного поля со стороны Министерства экономического развития. Скорее всего, разрыва непреднамеренного, возникшего в результате непродуманного шага. Если бы Министерство подошло к этой теме хотя бы минимально по-государственному, то, наверное, оно бы сначала заговорило, например, про льготы; про то, что серьезного роста тарифов ЖКХ не будет; про то, как этот рост будет ограничиваться разными способами. А Министерство просто взяло и вывалило эту информацию. Мол, давайте теперь из-за НДС будем повышать платежи по ЖКХ.
Но если смотреть статистику по благосостоянию российских семей, даже росстатовскую, не говоря каких-то более глубоких и более достоверных исследованиях, то получается, что расходы на ЖКХ занимают очень большую долю в семейном бюджете. Иногда это пятая часть, иногда четвертая, а порой доходит и до трети, поскольку основная масса российских семей финансово неблагополучно. Большая часть населения России живет на доход в 20 тысяч, в лучшем случае в 30 тысяч рублей в месяц. Это огромная масса людей, для которых те несколько тысяч рублей, что нужно тратить на ЖКХ, — очень серьезная, значимая сумма в бюджете.
Я понимаю, конечно, что у чиновников МЭР доходы немножко другие: они живут в Москве и, возможно, немного иначе смотрят на реальность. Но в целом по стране расходы на ЖКХ — это очень значимая часть семейного бюджета. Надо еще отметить, что доходы населения не растут, а инфляция усиливается. То есть цены и так будут расти.
Во время серьезного обострения экономического кризиса с 2014 по 2016 или даже по 2017 год (особенно серьезной инфляция была в 2015 году) правительство договаривалась с крупными торговыми сетями, с магазинами,чтобы они не допускали резких скачков цен. Это было чисто административное воздействие и неформальные "джентльменские" договоренности. В результате торговые сети "держали" цены.
Но это невозможно сделать постоянно: ведь и доллар вырос (а у нас высокая импортная составляющая), и цены на топливо — а значит, на перевозки и на все остальное. То есть рост цен будет даже большим, чем можно было бы ожидать в связи с ростом НДС. Ведь есть так называемая отложенный их рост, задержка роста цен. Она будет постоянно сказываться. И инфляция будет достаточно высокой ближайшее время.
Если добавить к этому еще и повышение расходов на ЖКХ, получится, что это убьет семейный бюджет для очень многих граждан. Для большой массы людей, которая может доходить до 50% или даже до 60% населения. Учитывая качество нашей статистики, точно цифры здесь не назовешь, потому что не все граждане просто даже учтены в ней — многие получают зарплату "в конвертах". Но, тем не менее, где-то от половины до двух третей граждан просто не сведут концы с концами, если это произойдет.
Так что МЭР должен был выступать с какими-то другими инициативами, но этого не последовало. И, конечно, с политической точки зрения это было настолько неадекватное заявление в нынешних условиях, что тут даже и сказать нечего.
По факту же я думаю, что это все же это обязательно произойдет. Тарифы, безусловно, будут увеличены, хотя сейчас будут делаться заявление, что ничего подобного не случится. Но если люди сравнят нынешние платежки с теми, которые получат в конце года, думаю, они разницу заметят. Плюс сейчас у нас июль, а с 1 июля традиционно повышаются тарифы. Это уже произошло в этом году. Но если к одному повышению люди как-то морально готовы, уже умеют переживать его, то еще один скачок цен может сильно дестабилизировать ситуацию.
Это не вызовет протестов, но все же даст еще один аргумент против пенсионной реформы. И в лозунгах оппозиции мы обязательно увидим этот момент», — сказал Николай Миронов.