Министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев сделал несколько заявлений, касающихся проблем полиции и нововведений в работе с ее сотрудниками. Эксперты «Полит.ру» комментируют заявление министра и предлагают свой взгляд на ситуацию.
В интервью газете «Московский комсомолец» Владимир Колокольцев отметил, что одной из проблем, которая мешает эффективной работе сотрудников полиции, является то, что люди не идут на сотрудничество с представителями органов правопорядка, в частности - не «стучат» на своих соседей. Он заявил, что, например, в западных странах отсутствует негативное отношение к «стукачеству».
Газета «Известия» сообщает, что министр внутренних дел предложил проводить регулярную психологическую проверку сотрудников полиции на протяжение всего периода службы, проверять полицейсикх на употребление наркотиков и алкоголя, а также на стрессоустойчивость и подверженность депрессии. Однако эксперты «Полит.ру» с сомнением относятся к данной идее, считая, что она не избавит систему МВД от ее основных пороков. Не согласны они и с тем, что граждане не обращаются в полицию по поводу подозрительных личностей только из-за своего менталитета.
Ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Элла Панеях отметила в беседе с корреспондентом «Полит.ру», что пьянство и стресс - не основные проблемы, с которыми сталкиваются сотрудники правоохранительных органов: «Я уверена, что Владимир Колокольцев прекрасно понимает, что эксцессы в МВД происходят не из-за того, что с его сотрудниками вовремя не провели психологический тренинг, и не потому, что они много пьют, а потому, что они поставлены в служебные условия «палочной системы»… Им постоянно нужно кого-то поймать, наказать, репрессировать, выписать штраф, раскрыть какое-то преступление (объявить кого-то преступником). И все то, что они периодически творят, они творят не в состоянии аффекта и не спьяну, а просто потому, что это – самый дешевый способ выполнять те требования, которые предъявляет им начальство».
Говоря об институте «стукачества», собеседник «Полит.ру» прокомментировала, что в этом есть вина самих сотрудников правоохранительных органов и их руководства: «Какие сотрудники, такое и у взрослых, нормальных, вменяемых людей желание к ним обращаться.… «Настучать» этой полиции на человека, который шумит или подозрительно себя ведет, просто страшно. У меня всего лишь подозрение, а его будут пытать. Взять на себе ответственность «настучать» на человека, зная, что наказание может быть незаконным и неадекватным, тяжело».
Элла Панеях считает, что у нас имеет место «недобросовестное стукачество», когда граждане пытаются с помощью него расправиться с людьми, которых не любят. Кроме того она отметила, что при серьезных ситуациях (например, когда видят убийство) российские граждане вполне порядочно обращаются в полицию. Эксперт «Полит.ру» акцентировала внимание на том, что дело даже не в личностных качествах полицейских, а в системе социальных институтов, которая сложилась в органах в целом, а также в том, что полиция не контролируема извне. Она рассказала, что проводила исследование, в ходе которого пришла к выводу, что даже губернатор в своем регионе «ничего не может сделать для того, чтобы в полиции региона, скажем, меньше пытали задержанных».
Член Координационного Совета Молодежного Правозащитного Движения Дмитрий Макаров считает, что предлагаемые проверки могут привести даже к негативным последствиям: «Я боюсь, с что при существующем уровне коррупции в системе МВД подобные проверки превратятся в способ избавления от тех людей, которые не устраивают начальство». По мнению Дмитрия Макарова, для проведения реальных позитивных изменений в системе МВД необходимо привлекать общественность и людей извне, так как сами сотрудники МВД на низовом уровне могут саботировать даже самые простые приказы.
Говорят же о «стукачестве» эксперт отметил, что для обращения в органы правопорядка у граждан должна быть уверенность, «что их сообщения о преступлениях будут серьезно рассматриваться». Собеседник «Полит.ру» считает, что на данный момент «система регистрация преступлений работает из рук вон плохо».
Эксперт проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики НИУ ВШЭ Иван Ниненко заметил, что когда граждане приходят со своими заявлениями в полицию, их часто встречают не очень приветливо: «Большинство полицейских воспринимают эти заявления как «висяки», которые у них не будут раскрыты». Более того, по мнению эксперта «Полит.ру», если заявление будет на какого-нибудь чиновника, то проблемы могут в итоге возникнуть у самого заявителя.
Но кое в чем с министром внутренних дел эксперты согласны. Они тоже считают, что вариант «грузинского чуда» у нас не сработает. Нельзя разгонять текущие органы МВД полностью, так как масштабы штата сотрудников министерств России и Грузии несоизмеримы. Дмитрий Макаров добавил, что это может привести к тому, что уволенные сотрудники МВД перейдут в криминал. Однако Иван Ниненко считает, что можно было бы попытаться провести ряд подобных экспериментов в нескольких отдельно взятых регионах, с учетом того, чтобы старые кадры могли бы восстановиться на службе, если пройдут новую систему отбора.