Сегодня, 28 сентября, в России стартовали продажи новых моделей iPhone. По традиции ежегодно в этот день открытия магазина re:store на Тверской улице в Москве дожидаются толпы айфономанов. Многие занимают очередь за несколько дней, согреваются чаем из термоса, кутаются в спальные мешки и проникаются коллективным духом. Рядом дежурит полиция и — на всякий случай — скорая.
«У вас все нормально? Стоять здесь, унижаться ради телефона... У вас все нормально? Ради телефона!» — возмущенно взывал к молодежи зачем-то пришедший к магазину Apple депутат Виталий Милонов.
СМИ традиционно поражаются тому, как много желающих урвать смартфон, цена которого сопоставима со стоимостью летнего отпуска на семью из какого-нибудь нестоличного региона. Но в этом году стало совсем очевидно то, что уже довольно прозрачно наметилось прошлой осенью: большинство «очередников» — это не покупатели, а продавцы.
Своей усидчивостью и холодоустойчивостью эти люди рассчитывали обогатить личный бюджет на несколько десятков тысяч рублей. «Вот ты бабло зарабатываешь — ты спекулянт, — обратился к ним Милонов. — А тот, кто бесплатно, тот псих, сумасшедший».
Страстотерпцы ждали, пока кто-то выкупит их место в очереди. Обычно это случалось (если вообще случалось) перед самым открытием магазина. Но в этот раз, как сейчас любят говорить, что-то пошло не так.
«Первым человеком, купившим iPhone в Москве, стал человек, стоявший 247-м в очереди», — гласят заголовки новостей. Пишут, что он пришел к магазину за 2,5 часа до открытия — тогда как очередь начала формироваться за пять дней.
Номер один в очереди — некто 18-летний Михаил — якобы рассчитывал продать свое место то ли за 400, то ли за 500 тысяч рублей, но, не дождавшись спроса, в сердцах порвал талон.
Трудно сказать, насколько достоверна информация, но, похоже, у львиной доли «пионеров» в очереди денег на покупку новинок Apple заведомо не было. «Первые двадцать занимавших очередь кемперов разбежались – это были студенты, которые хотели заработать на ажиотаже и продать номер очереди», — признала представитель re:store Людмила Семушкина.
«Когда магазин открылся, в него предложили войти первым стоявшим в очереди, но никто этого не сделал. Тогда пригласили вторую десятку, среди них желающих приобрести новый iPhone также не оказалось», — так описано происходившее в СМИ. В результате, как указывает Hi-Tech Mail.ru, за первые 40 минут работы магазина были куплены всего четыре смартфона.
В соцсетях бродят истории одна диковиннее другой. Пишут о мужчине, который ждал своей очереди со 170 тысячами рублей в кармане (!!!) и лишь у прилавка обнаружил, что 50 тысяч «потерялись». Другая байка — про пьяного мужчину, который купил талон на девятое место за 150 тысяч рублей, чтобы перепродать, но покупателя не нашлось — как, соответственно, и денег на iPhone.
Сумма, о которой идет речь, превышает цену самого смартфона (XS Max в максимальной комплектации стоит 128 тысяч рублей), но и это не предел: накануне телеканал «Дождь» выдал в эфир пресс-секретаря платформы объявлений «Авито» Алену Бурову, которая сообщила о появлении предложений о продаже мест в очереди за iPhone по 2 млн рублей. Объявления там действительно появлялись — причем задолго до начала «стояния»: люди предлагали свои услуги, обещая занять места или даже купить iPhone для желающих (разумеется, с внушительной комиссией).
«Валера умный: место в топе / Он на авито приобрел, / Чтобы продать его дороже / И чтоб хватило на айфон», — цитирует «Лентач» отзыв своего читателя о происходящем.
Призрак легких денег бестелесной, но цепкой рукой приманил к дверям re:store десятки молодых людей. «Глупо не стоять. Можно за пять дней заработать больше, чем мои родители за полгода», — делится один из них с РБК. «Просто стоим в очереди», — говорят почти все опрошенные.
Цены за свои места они называют разные, в основном от 100 до 200 тысяч рублей. Только один парень, как выяснилось, пришел продавать iPhone, который привез из Германии (там продажи стартовали раньше), на 8 тысяч рублей дешевле магазинной цены.
Сегодня никто не смог продать свои места в очереди.
— Говорю & Показываю (@MOCKBA999) 28 сентября 2018 г.
«Номер один» захотел получить за свое место 500 тысяч. В итоге просто прилюдно порвал талон. pic.twitter.com/qY0lKt0IBK
«Надежда (продать место) умерла еще вчера утром... Перед нами женщина стоит — хочет дочери сделать подарок, и это единственный человек, который хочет купить телефон, из первых 40», — рассказывала девушка по имени Анна. «Я не одна из первых, там половина убежали», — цитирует одну из покупательниц RNS.
Телеканал 360º раскрутил историю о пенсионерке, которая попросила пропустить ее первой, потому что вечером ей надо встречаться с инвалидом-колясочником. Сначала женщину якобы не поняли, но потом она поведала всем, что этот инвалид — ее внук, которому она и обещала купить iPhone, но не знала о существовании очереди. Тогда некие сердобольные «постояльцы» отдали бабушке талон, и она... Что? История умалчивает, 360º красноречиво замолк и принялся рассказывать о «первом купившем iPhone».
TJ опубликовал фото некой офисной доски (такой, на которой пишут маркером) с «правилами» очереди за iPhone — в том числе ценами за места (400 тысяч рублей за первое место, 10 тысяч рублей — за каждое последующее место до 20-го, а далее и «до бесконечности» — по 5 тысяч рублей). Для кого предназначались эти цены, не уточнялось.
Telegram-канал «Беспощадный пиарщик» назвал очередь за айфонами классической пиар-акцией, которая неизменно год от года привлекает телекамеры: «Массовка из 15 бородачей (в обычной жизни — таксистов), заказанных накануне дня продаж айфона: один бородач — 1 тысяча рублей за день стояния. Стояние началось за четыре дня. Итого: акция с гарантированным попаданием во все федеральные СМИ по цене меньше одного новенького айфона».
Попиариться на старте продаж iPhone попробовала и Федерация бокса России, подарившая первым стоявшим в очереди боксерские перчатки — чтобы отбиваться от соперников, когда двери салона распахнутся, и толпа хлынет внутрь (на самом деле туда запускают по одному).
Известная сеть магазинов электроники и бытовой техники «МВидео» попалась на том, что отзывы о новых моделях появились на ее сайте еще до начала продаж самих новинок.
Между тем продажи (точнее, перепродажи) действительно стартовали практически сразу, как только магазин на Тверской осчастливил первых покупателей. Похоже, и они брали iPhone не для себя.
Вряд ли до Apple дойдет нелепая московская история об ушлых россиянах, продававших места в очереди за iPhone дороже самих айфонов. Так что сама компания пока смотрит в ближайшее будущее с оптимизмом и даже ожидает примерно 15-процентного всплеска продаж на волне выхода новых моделей. Ну что же — ноябрь покажет.