будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Страна
Гриценко Григорий

Продовольствие без министра

Продовольствие без министра
98_04

Федеральная статистическая служба подвела итоги текущего сельскохозяйственного года. Сенсации не получилось: российское аграрное производство выдало в закрома Родины почти то же количество зерновых, картофеля и овощных культур, что и год назад, поэтому голода у нас этой зимой и весной будущего года не будет.

И это при том, что во время прошедшего сельскохозяйственного года были все предпосылки для снижения урожайности или даже полной гибели посевов – январские и февральские морозы могли погубить озимые культуры, так что по весне на полях мало что бы выросло. Но все обошлось, озимые взопрели и заколосились, вслед за ними пошли яровые, так что голода не будет, хотя этого многим бы хотелось, начиная, вероятно, с руководителей отрасли и кончая иностранными конкурентами наших сельхозпроизводителей.

Интерес государственных чиновников от сельского хозяйства к недороду понятен – если в стране будут сложности со снабжением продовольствием, то тогда резко повысится значимость их министерства, оно станет основным поставщиком новостей и главным потребителем бюджетных ресурсов. Ну, а если с продовольственным обеспечением все нормально, то тогда может возникнуть вопрос – а зачем, собственно, нужно это ведомство, когда аграрное производство и так обеспечивает нас всем необходимым? Зачем это министерство, штат чиновников и тому подобные вещи, обременяющие бюджет и мешающие свободной игре рыночных сил?

Интерес иностранных конкурентов к плохому урожаю тоже понятен – для них Россия, еще с печально известных времен советского зернового импорта, казалась ничем не ограниченным рынком сбыта, на котором, как они тогда считали, можно будет паразитировать вечно: пока наша страна поставляет на внешние рынки нефть и газ, встречный поток пищевой продукции ей практически гарантирован.

Но не тут-то было. Проведя аграрные реформы, пусть и куцые, российский агропромышленный комплекс смог показать себя с лучшей стороны. Страна не только полностью обеспечивает себя зерновыми, но и экспортирует их в достаточно больших масштабах, несмотря на все природные катаклизмы. И поэтому иностранным производителям этой продукции на наших внутренних продовольственных рынках делать стало совершенно нечего.

Данные о валовом сборе основных сельскохозяйственных культур приведены в следующей таблице (млн тонн).

 
2000 год
2001 год
2002 год
2003 год
2004 год
2005 год
2006 год
Зерно (в весе после доработки)
65,5
85,2
86,6
67,2
78,1
78,2
76,0
Сахарная свекла (фабричная)
14,1
14,6
15,7
19,4
21,8
21,4
25,6
Семена подсолнечника
 3,9
2,7 
 3,7
4,9 
 4,8
6,0 
6,2

Из приведенных в таблице данных хорошо видно, что производство зерновых стабилизировалось приблизительно на уровне в 75-80 млн тонн, чего вполне достаточно и для внутреннего потребления, и для экспорта. А вот урожаи сахарной свеклы и подсолнечника серьезно возросли, и эти показатели, судя по всему – еще не предел. Как-то так получилось, что эти культуры хорошо растут именно на наших полях, поэтому их надо теперь рассматривать как своего рода сверхтоварную культуру, объем производства которой будет определяться не столько потребностями внутреннего рынка, сколько ценовой ситуацией на мировых рынках сахара и масла. Пока мы эти культуры не экспортируем (по сахару много импорта сырца, по подсолнечному маслу – немного экспорта), но в недалеком будущем, судя по всему, ситуация поменяется, и эти культуры тоже станут экспортными, как и зерно.

Данные об экспорте зерна приведены в следующей таблице

 
2001
2002
2003
2004
2005
Зерно, млн тонн
7,1
18,5
7,3
9,1
11,6

Таким образом, в нынешней благополучной ситуации сомнения в необходимости Министерства сельского хозяйства и вообще государственного вмешательства в аграрное производство только усиливаются. Очевидно, да и информация зерновых компаний это подтверждает, что размеры производства в секторе уже давно зависят от спроса, внутреннего и внешнего, а не от погодных условий, наличия техники на полях, доступности дизельного топлива и удобрений. А вот на размеры спроса аграрное министерство никак не влияет, поэтому оно, собственно говоря, и не нужно.

Впрочем, это вопросы пусть и недалекого, но будущего, так как поднять руку на священную корову сельхозчиновничества сейчас вряд ли кто осмелится.

А что нас может ожидать прямо сейчас, когда урожай уже убран, обмолочен и надежно упакован в элеваторы? Мы можем надеяться на большую или меньшую стабильность цен на пищевые продукты. Пусть и не на все, но хотя бы на те, при производстве которых используется зерно или сахар: хлеб и кондитерские изделия, макароны и манная крупа, спирт и водка, еще что-то по мелочи. Это сейчас особенно важно, так как все время идущая и постоянно проигрываемая борьба с инфляцией во многом зависит от издержек производства и цен на первичные (или сырьевые) продукты. Про цены на такие первичные продукты, как нефть и газ, сейчас точно ничего сказать нельзя, но того, что хотя бы цены на первичные продовольственные товары могут быть стабильными (в той степени, в которой на них не влияют цены, скажем, на дизельное топливо), уже не мало.

Да и всю первичную пищевую продукцию, после того как она уже находится в хранилищах, надо будет переработать и продать. А это означает, что длинная цепочка производителей, переработчиков и сбытовиков будет функционировать, давая работу и доход миллионам людей. Что по теперешним временам тоже важный фактор экономической стабильности.

См. также:

  • Гриценко. Продовольственная программа, версия 2.0
  • Гриценко. Ключ к половине экономики
  • Гриценко. Призрак страны-экспортера
  • Гриценко. Многострадальная скотинка
Гриценко Григорий
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).