Некоторые профессии постепенно отмирают; другие становятся все популярнее. Согласно СМИ, среди профессий, которые сохранят популярность и в будущем, больше всего связано с IT-сферой.
Побеседовать с «Полит.ру» о значении рабочих профессий и их вероятной востребованности в будущем, согласилась Любовь Храпылина, профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы. По ее мнению, школьники и даже студенты не уделяют достаточного внимания тому, чем именно им предстоит заниматься в жизни в результате выбора той или иной профессии. В том числе несправедливо мало внимания они уделяют возможности получить рабочие профессии.
«Почему не возрождается интерес к рабочим специальностям? У многих обладателей рабочих специальностей заработная плата гораздо выше, чем у тех, кто получил высшее образование. Возьмите фрезеровщиков, сантехников — у них хорошая заработная плата. У тех, кто владеет строительными специальностями и работает на крупных объектах, тоже очень хорошая зарплата. Но школьники об этом не знают или не думают.
К сожалению, обсуждение этих вопросов с молодыми людьми приводит к выводу, что для них это не бог весть как интересно. Мол, как будет, так и будет, куда вывезет, туда и вывезет. Или — я, мол, потом разберусь, когда уже пойду учиться. Не понравится — брошу. Но я думаю, что, конечно, надо очень рано начинать профессиональную ориентацию. И вообще мне очень жаль, что сейчас, при широкой популярности игр, не существует ситуационных игр, связанных с разными профессиями. Если бы были игры, которые демонстрировали бы содержание какого-либо дела, молодежь хотя бы получала представление о том, чем занимаются в рамках той или иной профессии.
Она же, например, не представляет себе, чем занят юрист. Разве он сидит в суде без конца? Нет, у него огромное количество трудоемкого делопроизводства, да и приходится разбирать множество рутинных дел. Молодежь плохо осведомлена, чем занимается тот, кто работает в системе МВД. Получается, что значительная часть молодёжи выбирает себе трудовой путь методом тыка и случайностей, а потом разочаровывается. Небольшое количество молодых людей, завершив обучение в вузе, по некоторым полученным специальностям никогда в жизни потом не работают.
Первый год после окончания вуза у молодёжи также отмечаются большие сложности с трудоустройством. А психологи говорят: если человек не работал год, потом ему уже не хочется работать. Так что задача выбора и трудоустройства должна сформулировать в сознании ребят достаточно рано. И этот выбор должен быть основан на достаточное четких представлениях о том, в чем суть работы, который придется заниматься после завершения обучения в вузах, в сузах.
Производственная практика, которая ранее использовалась широко, сегодня является очень скромной. Во многих случаях она существует только на словах, а должна быть именно практикой, дающий мощный стимул либо отказаться от дальнейшего обучения, либо, наоборот, утвердиться в мысли, что выбрал то самое, что действительно будет тебе очень интересно всю оставшуюся жизнь. Ведь несмотря на возможность переобучения, мало кто в дальнейшем пытается переобучаться. Потому что это требует денег, времени, а у человека постепенно появляются новые обязанности — связанные с семьей, например.
Но тянуть всю жизнь лямку трудовой повинности, не испытывая удовольствия от работы, скучно, грустно и нудно. Жизнь должна быть яркой, и следует учитывать, насколько большую часть ее проводишь на работе. Так что думаю, это очень важный вопрос, и очень стоит привлекать к нему внимание и государственных мужей, и школьников. И я бы так выразилась: все-таки не надо, особенно занимая высокое должностное положение и будучи авторитетным политиком, писателем, артистом, бросаться словами в стиле: "Такие-то и такие-то профессии исчезнут прямо завтра!".
Для того, чтобы что-то в этой области поменялось, нужны время и условия. А потом не надо забывать: чтобы обучить какой-то новой профессии или специальности, вузы и сузы должны иметь соответствующий преподавательский состав и подходящие условия. Это что, вмиг возникнет? И я что-то не заметила, чтобы закрывались вузы, которые готовили по отмершим специальностям. Мне представляется, что и Министерство просвещения, и Министерство науки и высшего образования, и Министерство труда должны совместными усилиями выработать четкую позицию по поводу того, как именно просвещать молодежь относительно перспектив, связанных с определенными профессиями специальностями.
Разве есть основания утверждать, что, допустим, через пять лет мы закроем все педагогические вузы, так как учителя не будут нужны? Это же заведомо неправда. То же самое с другими профессиями. Думаю, все эти темы исчезающих профессий должны дойти до публичного обсуждения. А то сегодня по ним идёт какой-то спонтанный вброс информации, и при этом неясно, насколько распространяемые утверждения справедливы. Может, конечно, какие-то профессии и растворятся, исчезнут за ненадобностью. Но возникает вопрос: за чьей ненадобностью? Возможно, таким образом работодатель просто пытается сократить расходы?
Но если дело только в расходах, почему бы не поставить какого-нибудь электронного диктора в класс вместо учителя? Пусть себе дети сидят и слушают. Если вместо гида такой заменитель годится, то почему вместо учителя не годится? А может, и не только вместо учителя, но и вместо врача! Поставим такой приборчик, и будем в него свои симптомы вводить, а на выходе ждать диагноз. Нет, так нельзя? Ну, тогда не нужно и говорить, что какие-то профессии вымирают.
Это ведь только кажется, будто у молодежи нет рационального подхода: на деле современная молодежь даже избыточно рациональна в своих действиях. Она считает, что если специальность окажется не нужной сегодня или завтра, то зачем ей этому учиться? И не учится, а что в итоге? В итоге мы создаем дефицит представители этих профессий.
Сейчас ещё многие ребята подают документы в несколько разных вузов — причём по разным специальностям. То есть получается, что школьнику все равно, стать ли доктором, инженером, генералом, или ещё кем-то. Нет, конечно, есть небольшая доля таких абитуриентов, которым много разных предметов даётся одинаково легко. Но есть же и профессиональное сродство, не может человек одинаково ко всему относиться! Более того, если даже он так даровит, это совсем не значит, что выбор профессии будет основан именно на даровитости.
Нужно выбрать определенное направление; нужно убедить школьников, что они должны сами для себя определиться с выбором, с характеристиками своей будущей деятельности. Нужно обдумать и, поступая в вуз, иметь достаточно высокую убежденность в том, что выбрал для себя очень важное и интересное дело. Приходится констатировать: значительная часть молодых людей весьма и весьма плохо представляют, чем они будут заниматься. А на фоне этой кампании, связанной с полуслухами в отношении того, что в ближайшее время различные профессии начнут отмирать, они представляют это еще хуже.
И роботизация, и IT — это очень хорошо и действительно будет развиваться. Но я перечислила уже множество профессий, без которых будет не обойтись. И нам нужны специалисты в этих областях тоже. Так что, полагаю, и традиционные профессии, и профессии, обновляющие свое содержание, будут достаточно долго сохраняться во многих областях и сочетаться с профессиями новыми», — считает Любовь Храпылина.