Жизнь несправедлива к российским чиновникам. Они буквально поражены в правах: многие из них вынуждены отчитываться в своих доходах (некоторые и по расходам должны отчитываться), бизнесом им заниматься нельзя, нельзя иметь счета за рубежом, нельзя бастовать, нельзя входить в руководящие органы иностранных и международных НКО. Да много чего не может госслужащий — за границу-то ему выехать непросто, нельзя принимать подарки и так далее.
Профиты от должности тоже есть, в виде соцгарантий, длительного отпуска, всяких бонусов по выслуге и за различные чиновные статусы. Но никакого признания: если человек служит чиновником — то он в глазах россиян сразу превращается (по умолчанию) в какого-то негодяя, бюрократа, держиморду, да к тому же еще и коррупционера. Чиновник, по мнению россиян, должен быть беден. Только 13 процентов считают богатство для чиновников «нормальным» (данные мартовского опроса «Левада-центра»), еще 33 полагают это «неприличным», а 44 — и вовсе «преступным». А более 80 процентов придерживаются мнения, что чиновникам нужно установить имущественный ценз.
В общем, если придумать идеального «сферического чиновника в вакууме» по версии сразу граждан и государства, то это получится какой обделенный, нищий, почти юродивый человек, живущий ради высшей миссии. Поскольку такие обнаруживаются нечасто, то в глазах и начальства, и россиян чиновник превратился в нечто гоголевское или сошедшее со страниц Салтыкова-Щедрина: бесспорно убогое, но при этом довольно гадкое существо.
Но вот у чиновников нашелся заступник. Как сообщил в своем аккаунте в «Твиттере» руководитель аппарата правительства и главы Пензенской области Виктор Рубцов, его начальник, губернатор Василий Бочкарев направил на имя спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко письмо с предложением ввести в России новый праздник - «День госслужащего». «К сожалению, в перечне знаменательных дат отсутствует День государственного служащего, хотя по данным статистики в стране насчитывается более 700 тыс. только государственных гражданских служащих», - пишет губернатор и поясняет: «данная категория служащих оказалась незаслуженно забытой по части собственного профессионального праздника». Такой датой губернатор предлагает сделать 24 января — день, когда Петр Первый утвердил «Табель о рангах».
Надо сказать, что предложение пензенского губернатора — не вполне новаторское. Еще в 2002 году к 200-летию появления в России правительства Минтруда готовило предложение об учреждении в России отдельного «дня госслужащего». Идея, впрочем, так и осталась нереализованной.
Более того: на территории нескольких стран на постсоветском пространстве аналогичный праздник существует. На Украине он отмечается уже 10 лет — с 2003 года, с 2012 года такой праздник отмечается в Молдавии, активно обсуждалась год назад такая инициатива и в Казахстане. Так что Россия в кои-то веки отстает от своих бывших братьев по СССР.
Тем более, что полно каких угодно профессиональных праздников, в том числе и у госслужащих. День по/милиции, день чекиста, день прокурорского работника, день штурмана ВМФ, день инженерных войск, день дипломатического работника, день работника наркоконтроля, день работника ФСИН, день внутренних войск, день космических войск, день таможенника, день налоговика, день спасателя, день военкома, день пожарника. Это помимо дня печати, дня учителя и ставшего отдельной темой президентского общения с народом в апреле — дня полярника. Плюс масса других (включая узкопрофессиональные — день социолога, день системного администратора, день пиар-специалиста и день политтехнолога), а вот чиновника государство обошло стороной.
Больше того, всячески пытается загнобить, не только устанавливая разнообразные ограничения, но и чисто материально. На фоне повышения зарплат в администрации президента и правительстве монетизировали чиновные льготы — теперь за ведомственный пансионат приходится платить рыночную стоимость — и ничего, чиновники не ропщут. Или вот куда более «веселая» для чиновников история: губернатор Вологодской области Олег Кувшинников по причине дефицита областного бюджета решил урезать зарплаты собственных служащих. «В целях экономии средств предлагаю провести мероприятия по оптимизации расходов на оплату труда в органах исполнительной государственной власти области, то есть ограничить выплату надбавок, доплат за совмещение, премирования. Департаменту госслужбы и кадровой политики – до 1 сентября рассмотреть вопрос о переходе на четырехдневную рабочую неделю госслужащих в органах исполнительной государственной власти региона», - озвучил решительные меры по экономии губернатор две недели назад. Наказать рублем по факту работы, то есть предложил.
Так что идея с введением «Дня госслужащего», безусловно, заслуживает внимания и одобрения. Он же нам о многом бы сказал. Ну смотрите: вообще-то любое ведомство может вполне отмечать профессиональный праздник. Или практически любое — сразу и не придумаешь ведомство, у которого не было бы профильного праздника. День работника культуры — всему министерству культуры и подведомственным организациям, силовые праздники — для силовых ведомств и так далее. Нет, пожалуй, Дня работника открытого правительства, но ведь и правительства такого не существует, и министерства у Михаила Абызова так и не появилось — отмечать некому. Так зачем же отдельный день госслужащего?
А это, видимо, будет четкой фиксацией того, что бюрократ из Министерства спорта, туризма и по делам молодежи не имеет никакого отношения ни к спорту, ни к туризму, ни к молодежи. Его субъектность — бюрократ, он занимается бумагами, а не спортом или молодежью. Он надпроблемен, легко передвигается из Минспорта в Минобороны и обратно в Минобразования. Он может все и ни в чем толком не разбирается — у него другая профессия. Если Василий Бочкарев имел в виду именно это, стоит сказать ему отдельное спасибо — ценное признание существования отдельной касты в российской социальной стратификации — чиновник.