Повышение ставки налога на добавленную стоимость в начале этого года вызывает все больше вопросов. Но если до принятия закона против высказывались скорее оппозиционные политики, то теперь на негативные последствия обращают внимание представители финансового сектора.
В 2018 году доходы федерального бюджета выросли на 29% (в основном за счет экспорта), а расходы, всего на 2%. Профицит составил 2,7% ВВП. В первом полугодии показатели еще лучше: профицит 3,1% ВВП, а первичный профицит (до обслуживания долга), 3,8%. Иными словами оказались, что деньги у правительства были бы и без увеличения НДС.
О том, что повышение ставки налога с 18 до 20% было ошибочным и стало одной из причин низкого экономического роста, заявил в интервью РБК председатель правления «ФК Открытие» и бывший министр финансов Михаил Задорнов.
«На мой взгляд, ошибочным шагом было повышение НДС с 18 до 20%. Доходы федерального бюджета выросли в первом полугодии 2019 года примерно на 11%, а расходы — на 3%. Профицит достиг 3,1% ВВП. Такого профицита федерального бюджета не было даже в самые лучшие годы до 2007-го, его просто сложно себе представить», — сказал финансист.
Из экономики изъяли деньги, государство «забрало их себе», но оно «не может распорядиться этими деньгами», о чем свидетельствует профицит, добавил Задорнов. «Я не придерживаюсь точки зрения, что если деньги из экономики забирает государство, то это хорошо. Если налоги достаточные и есть профицит, разумнее отдать налоги людям и бизнесу: они распорядятся деньгами лучше государства», — добавил глава «Открытия».
При этом работа налоговой службы в последние годы благодаря цифровизации стала настолько эффективной, что, кажется, невозможно продать даже кусок кирпича незаметно от государства: ФНС «видит» все цепочки сделок, а благодаря он-лайн чекам «под колпаком» даже самые мелкие транзакции. При снижении числа проверок ФНС постоянно растет средний чек доначислений — это работает имиджа налоговой службы, которая даже стала инициатором во многом показательного процесса над владельцем «Тараса Бульбы» Юрием Белойваном.
Учитывая это, аналитики предсказывают еще большее увеличение собираемости налогов и стабильный профицит федерального бюджета по крайней мере в среднесрочной перспективе.
И если повышение пенсионного возраста в такой ситуации еще можно оправдать тем, что размер проблемы слишком велик — на выплату пенсий уходит примерно 20% консолидированного бюджета страны — то рост НДС этим оправдать уже не удается, на что и обратил внимание в интервью Михаил Задорнов.
Стоит ли теперь ожидать снижения НДС или других налогов, например социальных взносов? Или правительство, таким образом, готовит задел для того, чтобы обменять снижение налогового бремени взамен на рост отчислений на накопительную пенсию в рамках введения ИПК?
В любом случае, дискуссия идет — а это уже многого стоит.