28 апреля с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а» с космическим грузовиком «Прогресс-М27М». Ракета с грузовиком стартовала в 10:09 московского времени, а в 10:18 корабль отделился от третьей ступени носителя. Как сообщалось, это произошло в штатном режиме, и «Прогресс» вышел на околоземную орбиту.
Предполагалось, что через шесть часов после старта космический грузовик причалит к борту МКС, однако позже стало известно, что Центр управления полетами не может установить связь с кораблем: при первом облете Земли данные с грузовика стали поступать с перерывами.
В Роскосмосе решили не рисковать и вместо шестичасовой схемы стыковки перешли на двухсуточную. Таким образом, стыковка, запланированная на 28 апреля, была перенесена на 30 апреля. Космическое агентство назвало случившееся «штатной ситуацией» и занялось выяснением ее причин.
Впоследствии выяснилось, что у корабля не раскрылись несколько антенн системы стыковки «Курс» и он неконтролируемо вращается по нерасчетной орбите, которая на 30 километров выше орбиты МКС. Исправить ситуацию вчера так и не получилось.
Как рассказал «Коммерсанту» источник в Роскосмосе, причиной неудачи могла стать несинхронизированная работа двигателя третьей ступени «Союза-2.1а», которая отработала несколько дольше положенного: из-за этого «Прогресс» был выведен не на расчетную орбиту, а только близкую к ней.
Вторая же проблема, по словам источника, связана с тем, что из шести антенн системы стыковки «Курс-НА» раскрылись только две, что не позволяет грузовику причалить к станции в автоматическом режиме.
При этом СМИ отмечают, что к настоящему времени это первая нештатная ситуация подобного типа за все время эксплуатации кораблей «Прогресс», поэтому алгоритма ее решения пока не выработано.
Вообще ракеты серии «Союз», производимые в самарском ракетно-космическом центре «Прогресс», считаются одними из самых надежных: именно с их помощью доставляют на МКС пилотируемые экипажи. Последняя нештатная ситуация с «Прогрессом» случилась 11 августа 2011 года — из-за неполадок в двигателе третьей ступени ракеты «Союз-У», причем это произошло впервые за более чем 30 лет эксплуатации.
Первый сеанс связи с космическим грузовиком, запланированный на 29 апреля, состоялся между 03:50 и 04:10 по московскому времени, однако закончился безрезультатно. По данным «Интерфакса», всего в среду будет предпринято шесть попыток связи с кораблем, но вопрос о возможной стыковке грузовика и МКС уже не стоит.
Если связаться с «Прогрессом» все же не получится, специалисты Центра управления полетами попытаются взять аварийный корабль на управление, чтобы безопасно свести его с орбиты.
«Вопрос о возможной стыковке "грузовика" и МКС уже не стоит. Главное - обеспечить его более-менее управляемое и безопасное сведение с орбиты», – сообщил собеседник агентства в космической отрасли. Дальнейшая судьба корабля пока не ясна: он либо сгорит в плотных слоях атмосферы, либо будет затоплен в океане, если все попытки взять корабль под управление все же не увенчаются успехом. Отметим, что сейчас «экспортная» цена одного «Прогресса» составляет около 60 млн долларов долларов.
По словам источника, основная задача на данный момент – восстановить ориентацию корабля и прекратить его вращение вокруг своей, причем время, которым располагают специалисты, ограничено.
«Если в ближайшие часы задача не будет решена, корабль начнет естественный сход с орбиты, за счет торможения в верхних слоях атмосферы. По приблизительным оценкам, неуправляемый сход с орбиты корабля может произойти в первой декаде мая», – добавил источник.
По его словам, несгоревшие в плотных слоях атмосферы фрагменты конструкции корабля могут упасть в любой точке зоны, ограниченной с севера и юга 52 параллелями.
Эксперты, опрошенные РИА Новости, также сходятся во мнении, что спасти ситуацию с «Прогрессом», скорее всего, уже не получится. Так, источник агентства в космической отрасли предположил, что транспортный корабль в ближайшее время может быть признан космическим мусором, угрожающим безопасности, и стыковки с МКС не будет. По его словам, неконтролируемое вращение остановить до сих пор не удается, а потому двигатели запускать рискованно.
«Телеметрии нет. Раз до сих пор не удалось вывести космический грузовик из режима "закрутки" и стабилизировать его, маневр по ручной или телеоператорной стыковке становится слишком опасным: можно погубить экипаж и станцию. На этот риск вряд ли кто-то пойдет: высока ответственность, речь идет о жизни людей», – отмечал источник агентства в космической отрасли.
Другой источник агентства в Центре управления полетами и вовсе отметил, что выведенный на нерасчетную орбиту корабль может спасти «только чудо».
Напомним, космический грузовик «Прогресс М-27М» должен был доставить на МКС более 2,5 тонны полезных грузов: топливо, кислород, продукты питания, аппаратуру для научных экспериментов, посылки для космонавтов и астронавтов. Первоначально сообщалось, что на станцию планировалось доставить георгиевские ленты и копию знамени Победы, водруженного в 1945 году над Рейхстагом. На фоне знамени космонавты должны были поздравить россиян с 70-летней годовщиной праздника.
Однако, как выяснилось впоследствии, копия знамени Победы уже находится на борту МКС – оно было доставлено туда 27 марта пилотируемым кораблем «Союз ТМА-16М». Речь идет о знамени 150-й стрелковой ордена Кутузова второй степени Идрицко-Берлинской дивизии – соединения 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта.
В настоящее время на МКС находится экипаж 43/44 в составе командира американца Терри Вертса и пятерых бортинженеров — россиян Антона Шкаплерова, Михаила Корниенко и Геннадия Падалки, а также итальянки Саманты Кристофоретти и гражданина США Скотта Келли.
При этом в ЦУПе подчеркнули, что неудача с выводом «Прогресса» не скажется на экипаже МКС, так как у них имеется достаточный запас воды, кислорода и продовольствия, которого им хватит на два-три месяца. Кроме того, на 19 июня запланирован старт к МКС американского грузового корабля Dragon, который должен доставить на станцию несколько тонн грузов.
Тем не менее, из-за инцидента с «Прогрессом» отправка нового экипажа на МКС может быть перенесена. Напомним, 26 мая с космодрома Байконур должен был состояться запуск пилотируемого корабля «Союз ТМА-17М» с экипажем новой экспедиции на МКС.
Однако эксперты отмечают, что часть элементов «Прогресса» такая же, как у пилотируемого «Союза», в частности, система сближения и стыковки с МКС «Курс» у этих кораблей одна и та же, а потому не исключено, что старт «Союза» с новым экипажем МКС могут перенести.
Вчерашний запуск стал первым проблемным запуском для Игоря Комарова в должности руководителя Роскосмоса. Известно, что он уже распорядился создать комиссию для расследования причин инцидента, которая будет сформирована 29 апреля.
Тем временем во вторник главный редактор издания «Йод» Станислав Мудрый написал в своем твиттере о том, что вице-премьер Дмитрий Рогозин, который курирует космическую отрасль, был отправлен в отставку. Однако эти данные не были подтверждены.
По мнению вице-президента Центра стратегических коммуникаций Дмитрия Абзалова, сложившаяся ситуация ─ серьезный удар по репутации Роскосмоса, при этом он сомневается, что в ближайшие несколько недель будет принято решение об отставке Рогозина.
«Я сомневаюсь, что будет в ближайшее время, ближайшие несколько недель, принято решение по его отставке, и он активизируется политически ─ это тоже факт. Но насколько это может произойти, во-первых, в мае или в апреле, я очень сильно в этом сомневаюсь. И в любом случае, это скажется на аппаратных позициях Рогозина. С учетом того, что у нас сейчас будет бюджетный период с июня начинаться и будет готовиться бюджет на следующий 2016 год, вполне возможно, это может отразиться на дополнительных ослаблениях позиций премьера при согласовании бюджета. Но имиджевые риски здесь очевидны», – заявил Аблазов в беседед с BFM.ru.
По данным СМИ, общий ущерб от потери грузового космического корабля «Прогресс» составит около 5 млрд рублей. Такая сумма получается с учетом стоимости ракеты-носителя «Союз-2.1А», а также самого корабля.