будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Генпрокуратура цены Пермский край
Июнь 20, 2025
Страна

Прокуратура взяла супермаркеты за ценники

Прокуратура взяла супермаркеты за ценники
08
Универсам «Магнит»

Масштабные проверки, которые прокуратура проводила по всей России с целью выявления необоснованного подорожания продуктов, могут обернуться первыми уголовными делами против ритейлеров, пишет «Коммерсантъ».

Прокуратура Пермского края уже потребовала провести доследственную проверку в отношении менеджмента двух крупнейших отечественных продуктовых сетей «Магнит» и X5 Retail Group, а также компаний «СемьЯ» и «Виват». Прокуроры установили, что рост цен на некоторые товары в январе превысил 150%.

В частности, за последний месяц в регионе более чем на 30% выросли цены на свежую капусту и сахар-песок. В качестве примера приведена динамика цен в магазинах «Перекресток», которые входят в Х5 Retail Group: если 20 декабря цена 1 кг сахара там была 38,5 рублей, а капусты — 17 рублей, то 20 января 2015 года стоимость этих же продуктов питания составила 60,9 рублей и 44,9 рублей соответственно. Таким образом, цена на сахар выросла на 58%, на капусту — на 163%.

Подобный рост цен был зафиксирован и у других ритейлеров — у местных торговых сетей «Виват» и «СемьЯ», а также у крупнейшей отечественной продуктовой сети «Магнит». В ходе проверок мобильные группы, состоящие из сотрудников Федеральной антимонопольной службы, прокуратуры, Роспотребнадзора, полиции и чиновников краевого правительства, побывали в магазинах и переписали ценники на сахар, яйца, капусту и картофель. Коме того, они проверили договоры поставки, накладные, счета-фактуры, а также колебания цен на прилавках в период с 19 декабря 2014 по 20 января 2015 года.

Обобщив все материалы проверок, прокуратура направила их в полицию, потребовав провести доследственную проверку в отношении руководителей данных торговых сетей по четырем статьям Уголовного кодекса (совершение мошеннических действий, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, злоупотребление полномочиями, недопущение, ограничение или устранение конкуренции и др.). Максимальное наказание, которое грозит им по данным статьям, - до десяти лет лишения свободы.

Официальный представитель Х5 Retail Group Владимир Русанов рассказал газете, что 26 января в центральный офис компании поступил официальный запрос из прокуратуры Индустриального района Перми с просьбой до 9 февраля 2015 года предоставить информацию об оптовых ценах на сахар, капусту, картофель и куриное яйцо отдельных поставщиков.

«Мы стараемся отвечать на все официальные запросы ведомства из центрального офиса, где, собственно, и происходит ценообразование для торговых сетей. Ведь отдельные магазины сами цены не устанавливают и наценку не меняют», — пояснил Русанов.

По его словам, сеть не заинтересована в необоснованном росте цен, так как это влияет на снижение покупательской способности, но ритейлерам приходится балансировать между поставщиками, которые повышают отпускные цены, ссылаясь на рост издержек и стоимости производства, и покупателями, и при этом не торговать себе в убыток. «Сверхприбыли ритейлеров — это миф. Наша прибыль всего несколько процентов», - уверяет Русанов.

Директор компании «СемьЯ» Елена Гилязова, в свою очередь, уверяет, что сеть не поднимала наценки. По ее словам, «можно сколько угодно тратить время на проверку директоров сетей, но нужно понимать, что цену определяют поставщики».

«Мы не увеличиваем наценку. В ряде случаев, когда речь идет о товарах длительного срока хранения, мы даже снижаем цены, либо откладываем повышение, насколько это возможно. Но есть законы рынка. Или же мы отменяем рынок и вводим регулирование цен, но оно обязательно приведет к дефициту», - утверждает Гилязова.

Напомним, что массовые проверки цен в торговых сетях сотрудники прокуратуры проводили с 20 по 23 января по указанию генпрокурора Юрия Чайки. О выявлении фактов необоснованного роста цен вчера сообщила и прокуратура Москвы.

В частности, речь идет о торговых сетях «Азбука вкуса», «Магнолия», «Дикси», «Магнит», «Билла» и «Спар». Так, в «Азбуке вкуса» купленный у поставщика за 307 рублей творог продавался за 629 рублей, а полученная за 259 рублей говядина реализовывалась по цене 460 рублей. При этом в ряде случаев были выявлены факты завышения розничной цены на 130% от цены поставщика.

В результате столичными прокурорами было возбуждено 418 дел об административных правонарушениях, руководителям торговых организаций внесено 83 представления, объявлено 32 предостережения о недопустимости нарушения законодательства.

Ранее о повышении цен заявили и прокуроры Ростова-на-Дону. В частности, они обнаружили, что в некоторых магазинах цены на картофель, капусту, лук, морковь, сыры, гречневую крупу и некоторые другие продукты питания выросли с декабря 2014 года более, чем на 50%. 

Ростовские прокуроры также отметили, что, несмотря на продовольственное эмбарго, действующее в России с августа 2014 года, «на прилавках ростовских магазинов все еще можно встретить и испанский хамон, и скандинавские морепродукты, и американские куриные окорочка». «При этом товарно-сопроводительные документы, которые могли бы подтвердить законность ввоза и реализации этих продуктов, у продавцов отсутствовали», — пояснили в прокуратуре.

В свою очередь, руководитель юридического департамента Национальной юридической службы Юлия Галуева отмечает, что при разбирательстве необходимо четко понимать, могли ли сети купить товары по более низкой цене, покупался ли товар у единственного поставщика без альтернативы или у них был выбор среди нескольких поставщиков.

По мнению Галуевой, обвинение в мошенничестве возможно только в том случае, если руководство торговых сетей целенаправленно вводило конечного потребителя в заблуждение касательно невозможности приобретения продуктов по более низким ценам.

Тем временем в Саратовской области Общественная палата предложила устанавливать видеокамеры на местных рынках и в гипермаркетах, чтобы следить за ценами. Как пояснил председатель ОП Александр Ландо, во время визитов в магазины и на рынки он неоднократно сталкивался с тем, что продавцы меняют ценники во время проверок надзорных ведомств.

Данная идея родилась после рейда саратовской городской прокуратуры по местным гипермаркетам, состоявшегося 22 января. Журналисты, прибывшие в магазины раньше ревизоров, отметили, что сотрудники одной из торговых сетей спешно меняли ценники на продукты и выставляли «желтые» ценники со скидкой. По их словам, так были «снижены» цены на яйца, курятину, хлеб, мясо и другие продукты.

Ранее саратовские прокуроры отмечали, что некоторые продукты в регионе подорожали на 150%. По данным ведомства, цены выросли на свинину, говядину, куриное мясо, рыбу, яйцо столовое, крупы гречневую и рисовую, молоко, подсолнечное масло, сахар, твердый сыр, картофель, капусту. 

Впрочем, координатор проекта «Единой России» «Народный контроль» Елена Резепова сомневается, что установка видеокамер сможет решить проблему. «Что мы увидим? Как меняют ценники? Я помню, был период, когда они меняли эти ценники на глазах и не стеснялись. Ну, поймаем мы их на этом, и что? Наказать никак не сможем», - отметила она.

Как отмечал ранее премьер Дмитрий Медведев, «в такой сложной экономической ситуации те, кто занимается торговлей, те, кто занимается производством отчасти, должны умерить свои экономические аппетиты». «Они, конечно, не должны работать в убыток, это понятно, но попытка получить всю прибыль, которую только можно себе представить, — это в данном случае использование неконкурентных методов торговли и нарушение антимонопольного законодательства», — заявил премьер на встрече с главой ФАС Игорем Артемьевым 23 января.

Напомним, закон «О торговле» позволяет правительству устанавливать предельно допустимые розничные цены на территории субъекта федерации сроком на 90 дней. Это норма работает в случае, если рост цен на социально значимые продукты составит 30% и более в течение одного месяца. К социально значимым относится более 20 наименований продовольственных товаров: мясо разных видов, рыба, яйца, крупы, мука, овощи, подсолнечное масло, молоко и молочные продукты, сахар и соль, хлеб, чай, яблоки и другие.

Вице-премьер Аркадий Дворкович ранее не исключал, что такой механизм регулирования цен действительно может быть введен. Как заявила накануне пресс-секретарь Дворковича Алия Самигуллина, обсуждение возможности введения госрегулирования цен будет вестись по каждому конкретному товару, в том числе с учетом результатов прокурорских проверок.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).