Медведев дал шанс школьникам на поступление в вузы. Впрочем, едва не отнял этот шанс тоже Медведев. Наверняка призыв сразу после школы был чреват бунтами похлеще Манежки. Впрочем, в данном случае речь идет не о рукотворном кризисе и близорукости власти, а сознательном предвыборном ходе Медведева.
Школьников не станут брить в армию сразу после школы. Медведев поручил министру обороны Анатолию Сердюкову и главе Минобразования Андрею Фурсенко рассмотреть вопрос о предоставлении молодым людям, закончившим техникумы после 9 класса, дать время, чтобы попытаться один раз поступить в институт.
Проблема не нова: еще в 2002 году Владимир Путин говорил, что в связи с переходом на 12-летнюю систему обучения школьники не пострадают и школьников тогда внесли в закон, регламентирующий отсрочки. Потом, правда. Обнаружились новые обстоятельства.
В связи с сокращением срока службы до года у Минобороны встала проблема — как выполнить план по призыву. Придумали ноу-хау (внедрить его пытались и раньше). Заключается в том, чтобы грести в армию всех молодых людей, закончивших вуз или техникум, не дожидаясь их поступления в аспирантуру или вуз соответственно. Поступление в аспирантуру вообще губительно для призыва: человек ведь может защитить кандидатскую и вовсе не идти в армию, поскольку кандидатов наук у нас пока не призывают. Да и молодой человек в 25 лет с высшим образованием, вероятно, работой и аспирантурой за плечами вряд ли захочет, и это прекрасно понимают в Минобороны, отдавать год своей жизни во имя смутного «государства», имеющего лик товарища военкома.
Поэтому теперь весенний призыв каждый год продлевается до 15 июля, а срок обучения в большинстве вузов, не придумавших, как бороться за своих вчерашних студентов, заканчивается 30 июня. У Минобороны имеется две недели на решение проблемы призыва за счет выпускников вузов. Однако под это продление попадают и школьники. Ту же проблему недавно решили в Армении увеличением призывного возраста до 19 лет.
Российские власти вообще крайне «профессиональны» в создании ненужных рукотворных кризисов. Вспомнить хотя бы монетизацию льгот или весенние митинги рыболовов против введения де-факто платной рыбалки.
Статья 24 закона «О воинской службе», где говорится об отсрочках, - любимый объект правки разнообразных лоббистов и популистов. Особенно последних. Только за нынешний созыв Госдумы было внесено четыре законопроекта с поправками, дающими право на отсрочку дополнительно отдельным группам граждан.
Среди них имеется и законопроект, внесенный менее двух месяцев назад группой депутатов-единороссов. В пункте «г» этого законопроекта говорится, что на отсрочку имеют право граждане «завершившие обучение по образовательным программам, указанным в подпунктах «а» и «б» (в подпункте «а» говорится об «общеобразовательных учреждениях по образовательным программам среднего (полного) общего образования») настоящего пункта (за исключением образовательной программы послевузовского профессионального образования), - на срок до 1 октября года окончания соответствующего образовательного учреждения».
Какой была судьба этого законопроекта? 7 апреля он был внесен в Госдуму (около часа дня, около пяти часов вечера, согласно базе данных Госдумы — зарегистрирован, как положено и направлен в комитет по обороне). А 12 апреля авторы инициативы отозвали собственный проект, дающий бывшим школьникам право отсрочки до осеннего призыва. Что и утвердили парламентарии 18 апреля.
Далее происходит совсем уже интересная история. 24 апреля президент Медведев подписывает указ о продлении призыва до 15 июля. Это, в принципе, плановое событие. Однако именно под указ с его подписью попадают школьники.
Здесь имеется вилка: почему влиятельные депутаты-единороссы отозвали свой собственный законопроект. Хочется верить, что это была инициатива генералов из Минобороны, вечно страдающих по поводу призыва. В противном случае получается, что депутатам рекомендовали отозвать нормальный и логичный законопроект по инициативе президентской администрации. Дабы лично президент Медведев мог приказать (именно — приказать) дать школьникам право поступать в вузы. Тем самым урезонив генералов, которые выступали против увеличения призывного возраста. О отсутствии надобности увеличивать призывной возраст, например, недавно заявлял замначальника Генштаба Василий Смирнов.
Понятно, что брить школьников в предвыборный год сразу после школы — самоубийство. В стране, где более половины жителей, согласно опросам, выступает против того, чтобы их дети шли в армию, есть риск получить бунты почище Манежной площади. И никакого тогда большинства «Единой России» (потому что это выглядело бы издевкой), а сплошь провал модернизации или как там это называется.
Если ориентироваться на мнение большинства россиян, призыв надо отменять уже в среднесрочной перспективе. Однако, как мы уже писали (см. Военно-полевая бухгалтерия) проблема не столько в наличии призывной армии, сколько в отсутствии у российских властей понимания, какие вооруженные силы нужны стране и гражданам и что нужно сделать, чтобы реформировать их таким образом. Без системного представления «школьные» казусы будут множиться, а армия так и останется мягким вариантом зоны.