Экономические отношения междуРоссией (СССР) и Монголией очень сильно напоминали отношения России со всемостальным миром, только в перевернутом виде, зато в будущем их можетпрактически не остаться вовсе.
Если по отношению к мировомухозяйству Россия является поставщиком сырья и покупателем оборудования, то вторговле с Монголией все происходит с точностью до наоборот: Россия импортируетмонгольское сырье и ввозит на ее территорию промышленные товары, по многим изкоторых, например, по нефтепродуктам, Монголия критически зависит от российскихпоставок. Кроме того, Россия является основным инвестором в монгольскуюэкономику и оказывает ей разного рода услуги производственного характера. Вобщем, если бы не маленький размер товарооборота ($1,1 млрд. в 2008 году)российско-монгольские отношения могли бы казаться образцовыми. Однако, ксожалению, этот образец не является идеальным.
Хорошо понятно, что описаннаявыше структура экономического сотрудничества сложилась еще в советские времена,когда СССР был чуть ли не единственным торговым партнером МНР. Монголия, в силусвоего географического положения, была вынуждена ориентироваться на СоветскийСоюз, тем более что с другим «великим соседом», то есть с Китаем, не вполнесвыкшимся с независимостью Монголии, сотрудничать было непросто.
Монголия стала для СССР поставщикомочень важного сырья, состав которого время от времени менялся. До Великой Отечественнойвойны и первое десятилетие после нее Монголия поставляла крупный рогатый скот(благодаря этим поставкам, кстати, было быстро восстановлено его поголовье вСССР). С 70-х годов Монголия становится поставщиком медного концентрата имолибдена.
Выпуск этого сырья стал возможенпосле строительства горно-обогатительного комбината «Эрдэнет». В этом проекте былареализована классическая схема, когда одна страна предоставляет свои ресурсы, адругая страна строит на их базе производство, продукция которого поступает всовместную собственность и продается всем желающим. Правда, в нашем случае всяпродукция «Эрдэнэта» шла на предприятия уральского региона, и на мировой рынокмало что попадало.
Поскольку комбинат строился сиспользованием советского оборудования, то сама собой создавалась ситуация, прикоторой советская сторона была поставщиком машиностроительной продукции, амонгольская – сырья. Это разделение труда дополнялось тем, что всеинфраструктурные проекты, вроде автомобильных дорог с автотранспортными предприятиямиили железной дороги с локомотивными депо, тоже строились советскимиспециалистами на советском оборудовании. Ими же были простроенытеплоэлектростанции и линии электропередач, заводы по переработке мяса ивыпуску одежды.
Таким образом, СССР был и инвестором,и поставщиком оборудования одновременно, однако эта «образцовая» ситуация невыдержала испытаний начала 90-х годов, и наше присутствие в Монголии былосвернуто по целому ряду причин. Основные – две. Первая состояла в том, чтоМонголия была крупным должником СССР (долг составлял 11,4 млрд. т.н. переводныхрублей или $10 млрд.). Этот долг накопился за много лет взаимной торговли, таккак у Советского Союза было постоянное превышение экспорта над импортом изМонголии. Естественно, в те времена такие мелочи мало кого волновали, но после1991 года, когда финансировать торговый дефицит других стран, пусть дажесоюзных, Россия уже не могла, экспорт из России в Монголию должен былсократиться. Формально это сокращение было проведено после перевода расчетовмежду компаниями двух стран на конвертируемую валюту, не имевшие же этой валютыв нужном количестве монгольские фирмы были вынуждены сократить закупкироссийских товаров.
Вторая причина заключалась в том,что новое политическое руководство Монголии наотрез отказалось признавать этотдолг, считая, что ущерб, который нанесло советское присутствие развитию страны,полностью снимает вопрос об уплате долга. Ущерб, в частности, состоял в том,что монгольские товары закупались по ценам, которые были гораздо нижевнутренних цен в СССР, поэтому стоимость монгольского экспорта искусственноудешевлялась, что и привело к возникновению дефицита и долга во взаимнойторговле двух стран.
Естественно, что для РоссийскойФедерации, которая сама была должна гигантские суммы, отказ признавать (и темболее выплачивать) долг был достаточно тяжелым ударом, который не мог невызвать ответной реакции в виде, например, прекращения кредитования взаимнойторговли и отказа в выдаче правительственных гарантий.
Сжатие торгово-экономическихотношений очень болезненно отразилось на монгольской экономике. Республикепришлось срочно заниматься диверсификацией своей внешней торговли, чтобыкупировать влияние сокращения российских поставок. И если раньше Монголияторговала только с СССР, теперь основных стран-участников стало пять: Китай, РФ, США, Республика Корея и Япония.Россия занимает почетное второе место, однако ее доля постоянно падаетвследствие нарастающей конкуренции компаний других стран, хотя, как об этомможно судить, сами монголы от этого не в восторге.
Теоретически, конечно, Россиямогла бы восстановить свое влияние в Монголии, используя наличие монгольскогодолга. Погасить этот долг деньгами Республика, конечно, не смогла бы, так какее государственный бюджет является хронически дефицитным и вообще не оченьбольшим – в 2009 году он составил 2,2 трлн. тугриков по доходам, чтоэквивалентно 4 млрд. рублей или $314 млн. Однако мог быть рассмотрен вариант«долг в обмен на активы», и Российская Федерация могла бы получить исключительныеправа на разработку месторождений полезных ископаемых, в том числе угольных иурановых, или увеличить свою долю в комбинате «Эрдэнэт» или улаанбааторскойжелезной дороге. Однако монгольский долг был полностью списан в 2004 году, и использоватьего как аргумент на переговорах уже не получится.
Поскольку обменять долг на активымы не смогли, а покупать и разрабатывать их «с нуля» у российских компаний врядли получится (и из-за нехватки капиталов, и потому что выступающая в связке сразработкой транспортировка грузов через Китай может оказаться более дешевой),то основную роль в монгольской экономике будут играть транснациональные иликитайские корпорации. Не случайными являются констатации различных аналитиковпосле отставки прошлого монгольского премьера: если новый будет исходить толькоиз монгольских экономических интересов, российским компаниям не видать, скажем,контрактов на разработку перспективных месторождений. Российские компании, влучшем случае, смогут только предоставлять услуги производственного характера,как, например, строительство дорог (если китайцы не предложат это делатьдешевле) или транспортировка грузов из портов Дальнего Востока по Транссибу (втех случаях, когда это будет экономически оправдано), а потом поулаанбааторской железной дороге. Последняя, кстати, нуждается в расширении,потому что до недавнего времени она была одноколейной, и поезда по ней в разныхнаправлениях ходили через день.
Вот, пожалуй, и все, из чегосейчас могут состоять российско-монгольские экономические отношения.