Президент РЖД Владимир Якунин нашел новое место работы. В понедельник неожиданная новость пришла из Калининграда: там врио губернатора области Николай Цуканов попросил избирательную комиссию считать главного железнодорожника страны кандидатом в Совет Федерации.
К вечеру Владимир Якунин подтвердил свое намерение уйти с поста главы РЖД в разговоре с Forbes. «Да, это правда. После выборов планирую оставить пост», — сказал он. Сам Цуканов назвал «Ведомостям» Якунина другом Калининградской области и сообщил, что несколько раз просил его «пристальнее посмотреть» на регион. «В начале предвыборной кампании я обратился к Владимиру Ивановичу , когда решался вопрос о кандидатурах в сенаторы. Он сейчас дал ответ», — рассказал Цуканов «Интерфаксу».
Уже во вторник стало известно, что Владимир Якунин разослал телеграмму членам правления РЖД, в которой призвал «ответственно и эффективно продолжать свою работу» в том случае, если он станет сенатором. «Прошу весь коллектив железнодорожников столь же ответственно и эффективно продолжать свою работу. Уверен, что компетентность, чувство товарищества и бесценный ваш опыт будут служить интересам Родины и дальнейшему благополучию всего народа», — написал Якунин.
Теперь от членства в Совете Федерации Владимира Якунина отделяет несколько формальностей.
Во-первых, в соответствии с законом о формировании СФ, кандидаты в его члены должны жить на территории региона, который они представляют пять лет перед выдвижением или в совокупности двадцать лет в течение жизни. Критериям «ценза оседлости» Якунин, естественно, не соответствует, но в законе есть несколько исключений. Сенаторами могут становиться, например, люди, которые пять проходили дипломатическую службу и имеют ранг чрезвычайного и полномочного посла. Владимир Якунин и правда с 1985 по 1991 гг работал в постпредстве СССР в ООН и дослужился до первого секретаря постпредства, но ранга чрезвычайного и полномочного посла не имеет. Впрочем, закон позволяет президенту Владимиру Путин присвоить Владимиру Якунину этот высокий ранг «по совокупности заслуг».
Во-вторых, никто, формально, не может гарантировать, что Владимир Якунин будет назначен в Совет Федерации сразу после подведения итогов выборов, которые пройдут 13 сентября. Николай Цуканов, если он победит на выборах, сможет выбирать из трех кандидатов — помимо Якунина это действующий мэр Калининграда Александр Ярошук и действующий сенатор Олег Ткач. Причем вначале закон позволяет губернатору выбрать одного человека, а потом изменить свое решение в любой момент пятилетнего срока.
Мало кто, впрочем, сомневается в том, что все эти моменты удастся преодолеть и уже в осеннюю парламентскую сессию Владимир Якунин получит кабинет на Большой Дмитровке. В конце концов близкое знакомство с Владимиром Путиным может позволить попасть Якунину в Совет Федерации по «президентской квоте», которая появилась в конституции совсем недавно. «Окончательные кадровые решения будут приняты руководством государства и реализованы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации», — говорится в телеграмме Якунина.
Намного более интересными являются два вопроса: чем теперь займется Якунин и кто придет на его место.
Переход в Совет Федерации может стать для Якунина простой почетной отставкой — ему недавно исполнилось 67 лет, в этом возрасте сложно начинать что-то с нуля. Но Владимир Якунин — человек из «ближнего круга» президента Путина, вполне вероятно, что он рассчитывает на нечто более весомое, чем кресло сенатора под ложей прессы, именно там находится место двух представителей Калининградской области.
Если Якунин будет претендовать на пост спикера Совета Федерации, то Валентине Матвиенко, несмотря на ее опыт и административный вес, вполне вероятно, придется подвинуться, а это повлечет за собой новые перестановки. Отправят ли ее в министром в социальный блок правительства — на рубеже 1990-х и 2000-х годов она была «социальным» вице-премьером? «Сошлют» ли послом в европейскую страну — в 1990-е годы она была послом на Мальте и в Греции, но сейчас против нее введены санкции ЕС и США? Скучно, в любом случае, не будет.
Политолог Глеб Павловский в разговоре с «Ведомостями» предположил, что «понижение» Якунина могут дополнять какие-то важные для того обещания на будущее со стороны Владимира Путина, то есть даже если он не будет претендовать на пост главы Совета Федерации, забытым нынешний глава РЖД не будет.
Но если судьба Владимира Якунина вряд ли отразится на будущем и настоящем миллионов россиян, то от работы компании РЖД зависит, без преувеличения, вся страна. Согласно данным самой компании, вклад РЖД в ВВП России составляет 2,5%, железные дороги потребляют до 6% всей произведенной электроэнергии в стране и 10% дизельного топлива. В отрасли работают более миллиона человек, то есть цифры сопоставимы с населением крупного города или среднего региона.
Владимир Якунин возглавил Российские железные дороги в 2005 году, компания создавалась на базе ликвидированного Министерства путей сообщения, которое управляло отраслью более полутора веков. Цель реформы была в создании конкурентного рынка, разделения грузовых и пассажирских перевозок, привлечения частного капитала. Изначально считалось, что уже к 2010 году доход РЖД будет состоять исключительно во взимании платы за пользование железнодорожными путями и прочей инфраструктурой, а все основные перевозки будут осуществлять частные компании.
Однако ни к 2010 году, ни к 2015 достигнуть цели так и не удалось. Некоторый успех был отмечен только в сфере грузовых перевозок, в 2011 году была приватизирована «Первая грузовая компания» (ПГК), которая оперировала 22% от всего парка грузовых вагонов в стране. Почти 75% акций ПГК купила «Независимая транспортная компания» Владимира Лисина за 125,5 млрд. Впрочем, частные грузовые перевозки начали развиваться еще в 1990-е годы, так что ничего кардинально нового приватизация на рынок не принесла.
При этом РЖД отказывается продавать локомотивы, так что операторы грузовых компаний все еще зависят от тарифов и контрактных условий, которые устанавливает РЖД. Средняя скорость доставки грузов за десять лет, с 2005 до 2014 гг, снизилась с 40,2 до 37,7 км/час — такую скорость может на хорошей дороге развить велосипед.
Также не идеальным образом дела обстоят в секторе пассажирских перевозок. От пригородных перевозок РЖД избавилось, создав в стране несколько десятков пригородных пассажирских компаний, убытки которых перекладывались на регионы. Многие эксперты полагают, что работа ППК в принципе была построена таким образом, что порог рентабельности они могут преодолеть только в крупных регионах — в Москве, Петербурге и т. д., в остальных областях и республиках пригородным поездам не давали удобных окон расписании, стоимость их обслуживания завышали и т. д. В результате проблему отмены электричек в десятках регионах пришлось решать лично президенту Путину — причем, судя по всему, и ему не удалось наладить регулярное безубыточное движение пригородных поездов, поскольку отмены продолжаются.
Пассажирское движение на маршрутах дальнего следования осуществляет «дочка» РЖД «Федеральная пассажирская компания», которую приватизировать также никто не собирается.
Есть, конечно, у Якунина и достижения. В России было запущено и налажено скоростное движение по коридору Нижний Новгород — Москва — Санкт-Петербург — Хельсинки. Теперь доехать из центра Москвы до центра Петербурга на поезде быстрее, чем долететь на самолете — с учетом пробок на вылетных трассах обеих столиц. Но скоростные поезда, которые развивают скорость до 200 км/ч, пустили по основному ходу Октябрьской и Горьковской железных дорог, для чего пришлось сократить число пар пригородных поездов, а на некоторых участках грузовое движение и вовсе отменить.
Строить специальную магистраль для высокоскоростных составов было принято решение для запуска поезда Москва — Казань. По оценке РЖД, необходимые инвестиции для запуска проекта превышают 1 трлн рублей. Предполагается, что время нахождения в пути следования высокоскоростных поездов между Москвой и Казанью (770 км) будет составлять 3,5 часа, а в перспективе между конечными станциями Москва и Екатеринбург (1595 км) — не более 8 часов.
Пока государство не спешит ввязываться в столь дорогой и долгий проект, сам Якунин дал два года на проектирование и пять лет на строительство. В том числе и из-за сложностей с этим проектом об отставке Якунина говорили уже давно: то писали, что у него проблемы со здоровьем, то говорили о напряженных отношениях с Кремлем.
Не исключено, что теперь деньги найдутся — сеть высокоскоростных дорог действительно важное начинание, которое сможет связать друг с другом хотя бы города европейской части страны. Впрочем также вероятно, что новому руководству РЖД заниматься высокоскоростной магистралью будет просто некогда — пока что важнее сохранить пригородное сообщение и, например, повысить коммерческую скорость грузовых поездов, что позволит азиатским и европейским компаниям использовать Россию для транзита грузов.