будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Грузия
Май 21, 2025
Страна
Цыганок Анатолий

Проверка на прочность

События в Южной Осетии стали проверкой на прочность концепции национальной безопасности России. Судить о том, прошла ли концепция эту проверку или нет, пока сложно. С военной точки зрения, это успешная операция, поскольку основная задача выбить противника из Осетии и Кодорского ущелья была решена. Грузинские войска освободили на 12 км зону контроля.

Анализ действий Российской армии показал, что она вела себя достойно и заслуживает всяческих похвал.. Ответные действия российской стороны серьезно затрудняло то, что единственная автодорога Владикавказ—Цхинвали (167 км) имеет крайне ограниченную пропускную способность. В этой войне большинство потерь наши войска понесли, двигаясь в колоннах при выдвижении к Цхинвали.

Переброска подкреплений по воздуху была невозможна из-за активного противодействия грузинской ПВО. Длительное выдвижение армейских колонн к Цхинвали через узкое горлышко Рокского тоннеля и необходимость спешного сосредоточения значительного количества войск из различных регионов создали впечатление медлительности российского командования. Российские генералы были вынуждены вводить силы в бой по частям, и переломить ситуацию с ходу не удавалось. Тем не менее, за сутки группировка РФ была увеличена почти вдвое. Быстрота и успешность их реакции и действий оказались неожиданными не только для грузинского руководства, но и для Запада, а также для некоторых пессимистически настроенных отечественных наблюдателей. За трое суток на изолированном и крайне сложном по природным условиям операционном направлении была создана весьма мощная группировка сил и средств, способная к эффективным действиям и нанесению быстрого поражения численно не уступавшей группировке грузинской армии.

Но с концептуальными, доктринальными и тактическими взглядами на структуры, оперативной стратегии и тактики вооруженные силы, проявившимися в прошедшей операции, следует поспорить. По крайней мере, она обнажила немало слабых сторон, так что появился повод хорошо подумать, не повторятся ли подобные вещи при сохранении прежней концепции безопасности. Следует признать, что по оперативному и боевому обеспечению, технической оснащенности, армия не очень готова к таким конфликтам.

При анализе действий Российской армии к недостаткам можно отнести: отсутствие объединенных командований, недостаточная группировка ГЛОНАСС, а в связи с этим отсутствие управляемых снарядов типа и мин типа «Грань» и др.; действия военной разведки, которая не смогла своевременно проинформировать руководство страны о концентрации грузинских войск; отсутствие информационных войск; отсутствие у войск 58 армии армейской авиации и вертолетов, поэтому танки шли баз прикрытия армейской авиации и вертолетов, тактических и оперативно-тактических десантов, полное отсутствие БПЛА, несвоевременное поступление данных разведки (РЭБ, радиопеленгационной, радио, космической), нестыковка морских и топографических карт.

Россия не использовала средства радиоэлектронной борьбы для подавления средств ПВО Грузии. В течение первого дня не было преимущества авиации, отсутствие в войсках авианаводчиков позволили грузинским РСЗО и артиллерии в течение 14 часов беспрепятственно вести огонь по Цхинвалу. Причина одна - оперативные группы ВВС не смогли выделить в общевойсковые соединения и части по 2-3 человека, без параллельного развертывания КП и ЗКП, поэтому не смогли реально управлять авиацией. Автору этих строк приходилось в свое время лично решать подобную проблему при организации управления в противодесантных операциях.

Традиционно слабыми сторонами российской армии, насколько можно судить, остаются действия ночью, разведка, связь и тыловое обеспечение, хотя в данном случае, ввиду слабости противника, эти недочеты не сыграли существенной роли при ведении боевых действий. Конфликт показал сохраняющуюся ключевую роль артиллерии в наземных операциях, а также острую необходимость усиления внимания к вопросам контрбатарейной борьбы.

В войсках 58 армии танки устарелых конструкций Т-62 и Т-72 составляют 60-75 %. Они не имели ни GPS, ни тепловизоров, ни системы опознавания «свой – чужой». До сих пор мотострелки, десантники и разведка ездят на броне (так безопаснее), потому что машина не защищена от подрывов фугаса или от бронебойного снаряда, выжигающего все изнутри. «Техника для парада не годится для боя», - о чем я неоднократно писал.

Отрицательное влияние на армию оказало длительное участие армейских подразделений в контртеррористической операции в Чечне, Ингушетии, Дагестане. В силу того приобретенные тактические навыки, приемы и методы прочесывания, оказались неэффективными при столкновении с хорошо обученными вооруженными бойцами грузинской армии. Отмечались случаи попаданий в «огневые мешки» грузинских войск.

Российские части порой обстреливали друг друга, не имея возможности определить свое точное местонахождение. Военнослужащие 58-й армии признавались, что иногда они пользовались американской GPS, в противном случае корректировать огонь приходилось при помощи оптических приборов образца 1960-1980-х годов. Например дистанционное зондирование земли с того же спутника-шпиона, не применялось только потому, что не было приемников.

ГЛОНАСС даже в "грубом" исполнении в грузино-осетинском конфликте не использовался. Мы уступали грузинской армии в том, что у них была автономная система координат целей. У нас подобной системы нет Главная проблема – отсутствие необходимой космической группировки и приемников ГЛОНАСС.

В ходе боев отмечались недостаточная организация взаимодействия с танковыми и мотострелковыми подразделениями. Повсеместно в боях отмечалось слабое взаимодействие между артиллерией и танкистами, между артиллеристами и разведчиками. Отмечалась недостаточная поддержка боевой авиацией действий сухопутных войск. Практически отсутствовала армейская авиация. 58 армией не применялись воздушные десанты и вертолетные подвижные отряды минирования для воспрещения отхода грузинских войск. Воздушный десант численностью 300 человек был проведен силами Абхазской армии.

ВВС России были задействованы лишь в ограниченной степени. Это было связано с политическими ограничениями: так, не подвергались атакам объекты транспорта, связи, промышленности Грузии, органы государственного управления республики.

Очевидна острая нехватка в ВВС России современного высокоточного оружия, прежде всего со спутниковой системой наведения «Х-555», противорадиолокационных ракет фронтовой авиации «Х-28» (дальностью 90 км ) и «Ч-58» (дальностью 120 км). Основным ударным оружием нашей авиации, как встарь, остаются обычная бомба и неуправляемая ракета.

Авиация потеряла четыре самолета, что было подтверждено спутниковой системой международного поиска и спасения КОСПАС-САРСАД. При этом использовать в итоге потерянный дальний стратегический бомбардировщик Ту-22М для тактической разведки представляется крайне неразумным. Это просчет разведки ВВС. На наш взгляд, правительство должно отменить решение Промышленной комиссии 2006 года, и заказать уже с этого года строительство фронтовых и тактических БПЛА.

По итогам войны, следует признать, что решение Министра обороны 1998 года о выводе армейской авиации из состава вида ВС РФ (Сухопутных войск) оказалось неудачным и его следует также отменить. Пока же армейская авиация оставлена в Космических войсках и в Ракетных войсках стратегического назначения.. В Воздушно-десантных войсках самолетные (вертолетные) эскадрильи входят в состав каждой дивизии. В других силовых ведомствах – МВД, МЧС, ФСБ – авиация входит в состав соответствующих войск (в последнем случае - пограничных).

Иначе складывается ситуация в армиях НАТО – там в Сухопутных войсках имеется более 2470 боевых вертолетов. В каждом армейском корпусе США их более 800 (из них до 350 ударных), а в дивизии – 100-150 вертолетов 

Война на Кавказе показала, что полки армейской авиации, напрямую подчиненные командующему объединением ВВС оказались не вполне эффективно управляемы, поскольку он (в отсутствие отделов авиации общевойсковых армий) фактически не смог планировать летный ресурс, ежесуточно ставить задачи полкам и эскадрильям в интересах "мотострелков". Сомнительно, что это вообще возможно при перегрузке систем связи потоком заявок от "пехоты". Видимо поэтому армейская авиация в войсках 58 армии и не участвовала в оперативно-тактических и тактических десантах.

Управление авиацией затруднено и тем, что в воздушных армиях ВВС и ПВО, в центральном аппарате ВВС специалистов по применению армейской авиации вообще нет.  После ухода квалифицированного руководящего состава управлений и отделов авиации, кошмаром, по мнению многих, стали управленцы из авиации ПВО, которые в настоящее время стали "специалистами" по боевому управлению вертолетными подразделениями. Не вина людей, проходящих службу в штатах ВВС и ПВО и не знающих специфики СВ, что они не готовы планировать применение и управление при данной (поддерживающей) авиацией. В частности это четко проявилась в прошедшей операции 58 армии. Нам кажется, что нынешнее руководство ВВС с трудом справляется со своими обязанностями и что необходимо принимать кардинальные решения для улучшения ситуации с армейской авиацией.

См. также:

  • Сергей Маркедонов. Германский план для Кавказа
  • Борис Долгин. Военное многоточие
  • Борис Долгин. Военное продолжение
  • Зигмунт Джечоловский. Михаил Саакашвили накануне войны
  • Александр Черкасов. Человеческий масштаб трагедии
  • Андрей Левкин. Южная Осетия, 8 августа.
  • Андрей Левкин. Украина+Грузия-Россия
  •  
Цыганок Анатолий
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).