В Министерстве финансов РФ хотят получить право вводить минимальные розничные цены (МРЦ) на некрепкий алкоголь. В ведомстве считают, что это поможет в борьбе с контрафактной продукцией. В то же время, эксперты рынка прогнозируют рост цен на алкоголь без пользы для здоровья россиян. По их мнению, количество поддельного спиртного на прилавках от этой меры может только увеличиться.
На федеральном портале проектов нормативных правовых актов уже размещен соответствующий документ. В пояснительной записке к нему утверждается, что установка МРЦ создаст конкурентоспособную среду на рынке сбыта алкогольной продукции, легализует его, обеспечит устойчивую работу предприятий и, в конечном итоге, увеличит поступление налогов в бюджет РФ. Кроме того предполагается, что эта мера, в числе прочих, снизит доступность горячительного для жителей страны, особенно для молодежи. «Низкокачественная продукция, как правило, имеет низкую цену, которая обеспечивает необоснованное конкурентное преимущество при продвижении такой продукции, особенно в крупных торговых сетях», — отмечают авторы в пояснении.
Как заметил замглавы Минфина Илья Трунин, хотя ранее и было принято решение временно не повышать акцизы, чтобы стабилизировать рынок, это не значит, что алкогольная продукция должна быть дешевой и доступной всем. «Поэтому совместно с Минздравом мы анализируем уровень и, может быть, придем к необходимости, что не только по крупному алкоголю, но и по другим видам надо устанавливать минимальные розничные цены», — заявил заместитель министра.
Он признал, что что эта мера в принципе нужна только для ограничения доступности алкоголя, а остальных задач, в том числе связанных с налогами и увеличением легализации, не решает. Пока никаких решений по этому вопросу не принято. И сейчас, несмотря на то, что вино есть в перечне, минимальные цены установлены только на игристые вина. «Это постановление дает лишь возможность устанавливать МРЦ на более широкий перечень продукции, если такие решения будут приняты. Сейчас таких решений нет», — сообщает пресс-служба ведомства
Напомним, в настоящее время минимальные цены устанавливаются на крепкий алкоголь, а также на игристые вина и шампанское. С 1 января Министерство финансов фиксирует минимальную розничную цену на водку на уровне 215 рублей за бутылку объемом поллитра (правило распространяется и на «слабую» водку, крепость которой составляет от 37% до 39%), минимальная плата за соответствующий объем коньяка устанавливается в размере 388 рублей, за бренди — 307 рублей. Минимальная розничная цена на игристые вина составляет 164 рубля за бутылку 0,75 литра. Предыдущее подорожание произошло в конце августа. В декабре 2018 года стало известно, что производители предложили повысить минимальную розничную цену шампанского на 25%. Если инициативу примут, самая дешёвая бутылка игристого вина обойдётся покупателю в 202 рубля. В январе отмечено, что крупнейшие импортеры вин и другого алкоголя в Россию стали повышать цены.
В октябре руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин заверил, что подорожания для рядового потребителя не произойдет. «Это чисто техническая правка, связанная с тем, что есть проблема у организаций, когда разница в цене в один рубль на напитки крепостью, близкой 37—38—40 градусам, приводит к тому, что они могут лишиться лицензии во внесудебном порядке. Очень сложно понять диапазон и чем отличается, иногда магазины ошибаются и ставят цену на рубль больше или меньше. Для упрощения контроля и жизни участников рынка решили ряд минимальных цен объединить в одну строку», — отметил эксперт.
Летом Минфин предложил обязать российских производителей пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи ставить на продукцию специальные марки. Это значит, что пивоваров будут регулировать почти так же жестко, как и участников рынка крепкого алкоголя. По мнению директора по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораза Дурдыева, этот вопрос актуален только для тех видов алкогольной продукции, где велика доля нелегального рынка, пиво к такой категории не относится, поэтому введение минимальной розничной цены по этому продукту потребует комплексной и взвешенной оценки.
Если Минфин добъется права и начнет им пользоваться, это вызовет обратный ожидаемому эффект, считает эксперт по развитию алкогольного рынка и главный редактор портала «Алкоголь.ру» Михаил Смирнов. «Удорожание записано в программу борьбы с алкоголизмом, но это довольно глупо: если люди готовы отдать сто рублей за бутылку водки, они столько и заплатят. От 40 до 50% проданного алкоголя в России — фальсификат. В Курганской области, например, сейчас легко купить три бутылки водки за триста рублей», — пояснил он. И добавил, что уже выработанную норму потребления мера не снизит.
Ранее бутылки с алкоголем планировалось снабдить изображениями с информацией о вреде алкоголя, аналогичными тем, что публикуются сейчас на пачках сигарет. «Цель этой меры — показать людям последствия чрезмерного употребления алкоголя. Проинформировать население о том, что спиртное связано не только с радостью, но и с тяжелыми социальными последствиями», — рассказали в Минздраве, подчеркнув, что в мировом опыте такой практики нет. В перспективе пункт о подобных демотиваторах могут добавить в Стратегию по формированию ЗОЖ. Напомним, ранее глава ведомства Вероника Скворцова заявила, что ведомство готово внести предложения по увеличению возраста продажи алкоголя.
Подготовленный законопроект о введении МРЦ на все виды алкоголя уже отправлен Минфином на согласование в Минэкономики, Минпромторг и Росалкогольрегулирование.