8 июля от тысячи до полутора тысячи человек в Пугачеве Саратовской области вышли на стихийный митинг с требованием выселить из города чеченцев. Дело вчера дошло и до попыток перекрыть федеральную трассу, захватить здание администрации города и сжечь любимое выходцами с Кавказа кафе «Халяль». Люди были остановлены сотрудниками полиции, которые даже задержали одного из митингующих. Впрочем, ненадолго – под давлением требований вышедших на улицы людей задержанного отпустили.
Причиной волнений в знаковой для российской политики области (оттуда родом первый замглавы администрации президента), в городе со знаковым для российской истории названием стали похороны в воскресенье десантника Руслана Маржанова. Который, вроде как, был убит чеченцем ночью 6 июля. Конфликт, как говорят очевидцы, завязался возле кафе «Золотая бочка» между Маржановым и неназванным 16-летним выходцем из Чечни. Охрана их разняла, но они продолжили (по другим данным к конфликту присоединился третий участник-чеченец). В итоге Руслан Маржанов получил семь ударов скальпелем в грудную клетку и скончался по дороге в больницу.
А в понедельник люди Пугачева вышли с требованиями очистить город от выходцев с Кавказа и уроженцев Чечни, в частности.
Выселят ли теперь из Пугачева кавказцев? Вряд ли. Но кое-что другое, значимое для всех граждан России, непременно последует.
То, что на орехи перепадет (в смысле, что уже перепало) губернатору Саратовской области Валерию Радаеву – можно не сомневаться. Перепадет, поскольку он отвечает за то, что ситуацию в городе недоглядели. Доглядеть, конечно, можно было. Без труда. Мало того, что ситуация с представителями кавказских республик в Пугачеве длится не первый год, так еще и убийство это не первое. Буквально два года назад возле той же самой «Золотой бочки» уроженец Чечни Беслан Мудаев убил ножом 28-летнего местного жителя Николая Вешнякова.
Так что теперь, можно не сомневаться, все губернаторы получат четкое указание брать на оперативный контроль все убийства совершаемые выходцами из Кавказа. В смысле, что наблюдать за ходом таких дел губернаторы должны будут чуть ли не лично. И требовать с максимальной скоростью находить виновных, а карать максимально публично, демонстрируя, насколько это возможно, законность следствия и справедливость судопроизводства. Хорошо это или плохо? Наверное, хорошо.
Что еще? Наверняка главы субъектов не будут столь невнимательны к различным социологическим исследованиями, вроде того, что 1 июля опубликовал «Левада-центр». В нем говорилось, что 51% россиян не против того, чтобы Чечня покинула состав Российской Федерации. Теперь такие вот данные больше не будут для губернаторов забавным казусом, а станут прямым руководством к действиям. Хорошо ли это? Ну, тоже неплохо, наверное.
То есть событие в Пугачеве, конечно, печальное, но последствия, как ни крути выходят позитивные.
А еще не лишне спросить, что означает явление, которое уже окрестили в СМИ как «новое пугачевское восстание», для нас, для простых граждан? Выводов здесь несколько.
Первый, что когда люди выходят вместе в едином порыве – слушать их властям все же приходятся. От одного, ну, десятка просителей откреститься можно, но не от толпы в полторы тысячи человек. Хозяйке на заметку.
Второй, что конфликт Россия-Кавказ не выдуманный радикальными националистами жупел, а реальная внутриполитическая проблема. И конфликтом в Пугачеве она, само собой, не исчерпывается. Более того, он у нас не только внизу, но, по слухам, и наверху. В частности в силовых структурах, по слухам, он также имеет место быть вполне себе в натуральную величину.
Из этого следует, что, раз позитивный пример есть, и конфликт не исчерпан, то мы таких вот стихийных всплесков в ближайшее время еще увидим.
Но, главный вывод из всего произошедшего, самый, пожалуй, неутешительный в том, что для того чтобы губернаторы повысили бдительность (и все остальные под ними вслед, и никак иначе – ведь у нас вертикаль), пусть точечно, но все же подросла законность, чтобы конфликт (любой) оказался наконец замечен – нужна кровавая жертва. На этот раз городом жертвоприношения стал Пугачев, а жертвой - бывший десантник Руслан Маржанов.
Кажется, у нас пока не прольется кровь, – никто ничего не замечает. И получается, каждое нововведение, идущее на пользу гражданам, должно быть оплачено чьей-то жизнью? Что ж, кажется, пока так.
А что до проблемы Россия-Кавказ, то здесь очень живописной деталью выглядит широко растиражированная утка о введении в Пугачев военной техники. Кто-то записал на видео как едет колонна БТР и пустил это в день конфликта под заголовком типа – «В Пугачев вводят войска». И все поверили, растиражировали, не потрудившись, как это необходимо, проверить информацию. Почему? Да потому, что все очень хотелось, чтобы военная техника туда пришла. Всем хотелось, чтобы конфликт разразился мощно, широко. Потому что иначе, без грохота орудий, без крови у нас конфликты в восприятии масс не разрешаются. Хорошо это или плохо? Может быть хорошо?