Осужденных Толоконникову и Алехину этапировали в разные колонии, удаленные от Москвы. Собеседники «Полит.ру» назвали странным выбор ФСИН: для осужденных по «легким» статьям выбраны «тяжелые» колонии. В «Мемориале» поясняют: членов Pussy Riot по традиции отправили туда, где в СССР всегда сидели «политические».
Сегодня стало известно, куда именно отправились отбывать наказание члены Pussy Riot Надежда Толоконникова и Мария Алехина, осужденные 17 августа Хамовническим судом на 2 года лишения свободы в колонии общего режима. Их наказали за выступление с панк-молебном «Богородица, Путина прогони!» в Храме Христа Спасителя прошедшей зимой.
Как сообщила «Полит.ру» адвокат Виолетта Волкова, ее бывшая подопечная
Регионы, в которых осужденные девушки проведут время своего заключения, были известны ранее. Гражданский муж Толоконниковой Петр Верзилов сообщил в своем Twitter:
«А теперь СУПЕРМОЛНИЯ: НАДЯ ТОЛОКОННИКОВА ЭТАПИРОВАНА В МОРДОВИЮ. В самый лагерный ад», - гласила запись.
Виолетта Волкова в беседе с «Полит.ру» отметила, что выбор колонии для девушек носит показательный характер.
Кроме того, девушки этапированы в дальние колонии, а не определены куда-то поближе. Все это о многом говорит», - уверена Волкова.
Председатель совета правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов отметил, что определением мест отбывания преследуется задача создать барьеры для общения осужденных с родственниками и адвокатами.
это было бы логично. В Потьму же, например (в Мордовию – «Полит.ру») добираться нужно целую ночь поездом, а потом еще по шоссе до колонии. Кроме того, в той же 14-й колонии отбывает наказание Евгения Хасис (осужденная за убийство адвоката Станислава Маркелова – «Полит.ру»). И вообще эта колония жесткая, предназначенная для отбывания осужденных по значительно более тяжким статьям, таким, как убийство. Толоконникова при этом осуждена всего на 2 года. А ведь даже осужденных за терроризм направляли в прошлом в Можайскую колонию. Все это кажется странным», - рассуждает Черкасов. –
В общем это говорит о некоторой тенденции – как и условия содержания девушек в ходе суда были довольно тяжелыми, так и в ходе отбывания наказания будут соответственно пожестче».
С другой стороны, отмечает Черкасов, выбор этих мест – во многом вопрос страшной традиции советских репрессий.
«Группа колоний в районе станции Потьма – это в прошлом Дубравлаг – старейший лагерь (и старейшее управление ФСИН) для политических заключенных в России. Он был основан в 30-х годах, а с начала 60-х до начала 70-х это вообще было единственное управление, которое занималось «политическими». А в 80-х, к слову, были созданы еще лагеря для политзеков – именно в Пермской области, куда отправилась сейчас Мария Алехина. И это вообще были единственные регионы с 80-х, где находились политзаключенные», - рассказал Черкасов.
Место, где будет отбывать наказание Толоконникова, не только историческое, но и особенно знаменитое. В нем, как рассказывает Черкасов, содержались знаменитые женщины-политзаключенные: Татьяна Великанова, Татьяна Осипова и Ирина Ратушинская.
«Также, из последних громких историй, в том регионе отбывала наказание Зара Муртазалиева, осужденная по сфабрикованному делу за подготовку терактов в центре Москвы», - резюмирует председатель правозащитного центра «Мемориал».
Если говорить об условиях в колониях, то в интернете легко обнаруживается статья журнала «Русский Newsweek» о 14-й колонии, датированная началом февраля 2008 года.
В ней говорится:
сначала к спокойному отбыванию срока за решеткой, а потом к размеренному и стабильному существованию снаружи».
В статье рассказывают, как с заключенными работают психологи, а общий быт формируется приближенным к условиям «пионерского лагеря».
«В идеале все российские колонии должны, как и мордовская зона №14, походить скорей на пионерский лагерь: чистые палаты на 15–20 мест, постели, заправленные белоснежным бельем, в комнате отдыха - телевизор, аквариум, мягкие стулья», - говорится в статье под авторством Марины Шевченко.
Но имеются и другие сведения. В частности сайт РАПСИ в справке «Исправительные колонии Мордовии» сообщает: «В местных исправительных колониях практикуются все формы режимов. Разумеется, в первую очередь - особый и строгий» и «Места были подобраны со знанием тюремного дела: недалеко от столиц, бескрайний фронт работ в виде леса для валки. Кругом – болота…».
Кроме того, отбывавшая срок заключения как раз в 14-й мордовской колонии юрист «Юкоса» Светлана Бахмина (а она пробыла в здесь до 19 сентября 2008 года), свидетельствует, что в этой
«…свободного времени как такового минимум, и оно у тебя направлено на выживание, потому что надо стирать, мыться и прочее, а это все сопряжено с довольно серьезными трудностями. Там нет горячей воды, и баня раз в неделю. Когда я пришла, в субботу работали, потом — до обеда в субботу», - рассказывает Бахмина в интервью журналу «The New Times», -
Основным видом деятельности в колонии Толоконниковой для заключенных является рубка леса, который, впрочем, сейчас валят мало – нет госзаказа. Алехиной же предстоит провести два года в колонии, где заключенные-женщины занимаются, в основном, пошивом одежды.
Сегодня же стало известно, что Мария Алехина станет поваром при тюремной кухне.