будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Страна
Куликов Дмитрий

Путин, Чубайс и кляп во рту: Интеллектуальная ситуация перед думскими выборами

Прошедшие выборы в стратегических регионах позволяют сделать вполне определенные выводы относительно выборов в Государственную Думу 7 декабря. Их особенности будут определять два фактора. Первый – обновленное выборное законодательство. Второй – весьма специфическое состояние, в котором партии и политики выходят на выборы. Эти два фактора и хотелось бы обсудить. Цена вопроса такова: Россия имеет шансы не ответить на исторические вызовы, потому что во-первых, ей заткнули рот и, во-вторых, отвечать может оказаться нечего.

О новом предвыборном законодательстве говорилось много, в основном, что вешняковские законы открыли дополнительные возможности для использования административного ресурса. Это важная, но частная проблема. Самое главное же в том, что господин Вешняков то ли по настойчивым просьбам из администрации президента, то ли из собственной благоглупости продавил избирательное законодательство, которое лишает возможности обсуждать содержание избирательного процесса. Если, например, в ходе своей избирательной кампании «Единая Россия» объявит, что намерена удвоить ВВП, присоединить Украину и отдать Курилы японцам, то эти важные для страны тезисы не смогут обсудить ни эксперты, ни обозреватели, ни граждане – такое обсуждение может быть признано агитацией.

Единственная возможность, которая предусматривается законодательством: другая партия может в своей же программе или в агитации, оплаченной из собственного избирательного фонда, начать как-то возражать. Теперь вопрос: а зачем это нужно другой партии? Ведь обсуждать тезис соперников значит рекламировать их за счет собственных средств. В этом пункте Вешняков послужил тому, с чем якобы боролся: вся критика будет осуществляться вчерную – листовками и газетами без регистрации. И критика эта будет отнюдь не содержательной, а «сливом компромата» и «обливанием грязью».

Борьба с «черными технологиями», если всерьез ставить такую цель, – это вопрос не избирательного законодательства, а гражданско-правового и уголовного. Нужно совершенствовать законы и правоприменение в этой области. А избирательное законодательство должно обустраивать общественную дискуссию, стимулировать артикуляцию политического содержания. Вешняков убил здравую часть выборов и усилил незаконную и вредную.

Переходим ко второму фактору. Ни одна из партий не заявила исторических целей для страны. Ладно, исторические (в перспективе 30-50 лет), но и среднесрочные (лет на 5 лет) цели недоформулированы – в основном предлагаются лозунги типа «за все хорошее, против всего плохого». И даже в тех программах, в которых есть содержательные тезисы, касающиеся реформ и изменений законодательства, все равно нет связи этих тезисов с проектами на долгосрочную и среднесрочную перспективу, нет и целей, понятных избирателям. То есть бессодержательный характер партий бьет в одну точку с нововведениями Вишнякова, лишая избирательный процесс интриги.

Что и показали выборы в Петербурге. 70% избирателей не пришли голосовать в первом туре и чуть больше – во втором, не потому что результат казался предопределенным и не потому, что все уехали за город собирать грибы. Хотя и это, конечно, имело место. Но ключевая проблема: не удалось обозначить интриги выборов, их значения для города и горожан. То же самое будет и с выборами 7 декабря. Избиратель просто не сможет разобраться в том, зачем ему идти голосовать, какие судьбоносные решения будут связаны с тем или иным составом Думы, как эти выборы повлияют на курс страны.

В условиях низкой явки (процентов 30, или даже 40, если чиновники в регионах будут затаскивать на выборы в приказном порядке), с коммунистами и жириновцами, скорее всего, ничего плохого не произойдет. Их избиратель никогда не голосовал за содержание. А вот что будет с остальными – это большой вопрос. И за успех коммунистов будут в равной степени ответственны и Вешняков, и бессодержательные партии.

Между тем, содержание и интрига в этих выборах работать могли бы – уже существуют первые попытки сформулировать цели, соразмерные стране. Здесь необходимо в первую очередь апеллировать к выступлению Владимира Путина перед Федеральным Собранием весной этого года и к последним речам Анатолия Чубайса на съезде СПС и перед питерскими студентами.

Послание президента к Федеральному Собранию – это, конечно, только проба, попытка разместить в политической коммуникации осмысленные цели. Отсюда присутствие кроме реальных задач – фикций. Например, пресловутое удвоение ВВП за 10 лет. Если мы хотим удвоить ВВП, который считается нашей статистикой, то нет проблемы – хоть завтра, нужно просто посчитать реальную экономику, а не административную фикцию (Григорий Гриценко на «Полит.ру», как мне кажется, об этом и высказался, просто недостаточно артикулировано). Реальная экономика побольше не то, что в два раза, а скорее – в три. Таким образом, удвоение показателя – это вообще не цель. Но если мы говорим об удвоении ВВП как о росте экономики, то это можно рассматривать и как осмысленное высказывание.

Это проблема управленческого языка и поиска предмета управления. Конечно, нельзя говорить, мол, хотим чтобы экономика росла в два раза – непонятно, о чем это. Применяется термин из экономической науки – ВВП. Но оказывается, что в нашей стране и этот термин непонятно какой предмет подразумевает под собой – по разным оценкам, объем теневой сферы не меньше 60-70%.

Целью, имеющей ясный управленческий предмет, могло бы стать создание, например, за те же 10 лет состоятельного населения. Это значило бы, что нужно перестать говорить о фиктивных доходах, которые непонятно как учтены в официальной статистике. Все доходы населения следует сделать легальными и счетными. Конечно, не бывает, чтобы граждане показывали 100% доходов, но теневая доля должна быть не 70%, а максимум 30%. Этой цели можно добиться только одним способом – предложить стране такую налоговую систему, в которой показывать доходы было бы выгодно и удобно. И банковскую систему, которая была бы выгодна и удобна для населения. И когда мы поймем сумму реальных доходов, а также – что теневая часть тоже легко считаема и не превышает 30% от светлой, то можно будет ставить задачу роста этого параметра. Подобная цель могла бы структурировать все управление в стране, сделать его осмысленным.

Объем инвестиций – тоже достаточно понятный критерий. Но для работы с ним нужна кардинальная реформа валютного законодательства, чтобы можно было свободно ввозить и вывозить деньги. И чтобы инвестор понимал, что он заплатит терпимые налоги и вывезет прибыль, когда захочет, а не когда разрешат. Ограничения на вывоз капиталов всегда работают прежде всего как ограничения на их ввоз – никто не ввезет ни копейки, если не будет знать, что сможет при желании ее вывезти.

Самая многообещающая фраза в президентском послании была не о ВВП, а о реальной конвертируемости рубля. Одна сторона проблемы, как мы только что говорили, – это валютное регулирование. Вторая – это вопрос о том, почему мы наши товары, включая нефть и газ, продаем за доллары или евро. Потребители должны покупать у Центрального Банка рубли и платить за получаемые товары этими самыми рублями. Мы, таким образом, избежим многих проблем, и, самое главное, – проблемы оттока реальной прибыли в федеральную резервную систему США или Центральный Банк Евросоюза, то есть прекратим сохранять российский капитал в долларах и евро.

Теперь о последних речах Чубайса. В первую очередь следует заметить, что Анатолий Борисович проблему бессодержательности выборов вполне понимает. Его выступления и направлены на то, чтобы с правого фланга задать рамки для исторического самоопределения страны. То, что должна была сделать партия, вместо нее делает один политик (из разговоров с предвыборными управленцами СПС я понял, что они собирались вести обычную, имиджевую рекламную кампанию – без смысла и целей).

Чубайс четко понял главное требование момента: нужно начинать думать в долгосрочной перспективе (на 50 лет в его формулировке). И если политическая элита не освоит такой тип перспективного мышления в ближайшие год-два, то и России не будет. Указание на необходимость освоения этого мышления – главная функция доклада Чубайса. Именно этим он и важен. Само же содержание чубайсовских целей (про либеральную империю) не является кардинально новым: нужно прекратить политиканство по отношению к СНГ и осуществлять планомерную и размеренную экономическую экспансию. Это среднесрочная цель. А с самой «либеральной империей» нужно еще разбираться – не до конца понятно, что это значит. В том числе и потому, что неясно, чем является Россия сейчас.

В своем историческом анализе Чубайс почти не коснулся главного – вопроса о том, как складывалась Российская Федерация. Совершенно не был обсужден тезис Ельцина «Берите суверенитета, сколько сможете унести». Россия ведь до сих пор остается заложником этого тезиса и принципа внутреннего устройства страны, который тогда был заложен.

В путинской внутренней политике эта проблема присутствует, но второй после вопроса об отношениях с крупным бизнесом. Государство, конечно, должно прояснять эти отношения, правда, не такими методами и с ясным пониманием, чего именно оно хочет добиться от корпораций. Разумная задача такова: олигархи должны сами занять публичную позицию и объявить цели, к которым они стремятся – лично, а не от лица корпораций. Когда Ходорковский лично финансирует как минимум 4 партии, претендующие на места в парламенте, он чего этим добивается? Повысить безопасность и устойчивость собственного бизнеса или сделать что-то для страны? Ответа на этот вопрос нет – и прежде всего от самого Ходорковского. И если в целях олигархов будет что-то для страны важное, кроме вопроса о прибылях их корпораций, то это и станет предметом общественной дискуссии и политической конкуренции.

Но на мой взгляд ситуация с регионально-вотчинным устройством страны гораздо опаснее неурегулированных отношений власти и крупного бизнеса. На региональную политику России посажен семейно-клановый тип управления, вовсю эксплуатируются самые низкие пропагандистские приемы на грани сепаратизма и национального чванства. Это все угрожает целостности и управляемости России и не позволяет проводить никакие общегосударственные проекты.

Проблема кажется почти неразрешимой, потому что на протяжении всех последних лет самым абсурдным образом смешивается логика регионального управления и межнациональная проблематика. В управленческой логике и будучи в трезвом уме нельзя понять, почему российские области являются субъектами федерации. В советское время области были нарезаны по числу коммунистов на территории. Вначале 90-х области должны были уравновесить сепаратизм российских окраин и национально-территориальных образований. А теперь это является источником власти в Российской Федерации.

В логике межнациональных отношений непонятно, почему, например, Татарстан или Башкирия отстаивают свое исключительное право защиты прав титульных национальностей в своих республиках. Откуда следует, что у татар в Татарстане должны быть другие права и возможности, чем у представителей других национальностей или у татар в других регионах России? У всех граждан должны быть равные права. И у наций – тоже. Тезис о национальных правах, привязанных к отдельным территориям внутри страны, – вредный и отсталый.

Национальные права должны быть защищены. И татарин, и якут, и русский должны иметь равные возможности свободно перемещаться по стране, его гражданские и национальные права должны быть защищены в Казани равно как и в Москве. Права наций – это прежде всего право на язык и культуру. А права на территорию или экономические ресурсы должны быть у граждан, а не у национальностей.

Если мы хотим построить современное государство, нужно говорить о национальных общинах, а не об административно-территориальном устройстве по национальному признаку. Нужно говорить о том, что в России есть крупная татарская община, якутская община, еврейская община, украинская община и русская община. Совершенно непонятно почему в многонациональном государстве есть нации, имеющие право на территорию и ее богатства, а есть нации, такого права не имеющие. Невозможно построить экономику, в которой эксклюзивные права на экономические и природные ресурсы имеют нации.

Вообще-то, исторически и функционально у России не так много регионов. На мой взгляд, – пять. Первый – Центральная Россия: европейская часть и Урал. Никаких исторических и функциональных особенностей внутри этого региона нет. Второй регион – Сибирь, третий – Дальний Восток. Можно выделять два специфических региона – Калининград (анклав исторически позднейшего происхождения) и Российский Кавказ (историческая функция этого региона состояла в обеспечении безопасного транзита в кавказские провинции Российской империи).

Вопрос же о либеральной или какой-либо другой империи в первую очередь зависит от того, какую внутреннюю форму примет сама Россия. России нужна такая внутренняя форма, которая бы позволяла двигаться вперед. И только второй вопрос – какого типа отношения могут быть у России с соседями. Это показывает ситуация с Белоруссией. Если мы Белоруссии предложим стать 90-ым регионом, она при любом руководстве скажет «нет». Если же речь пойдет о союзе, в котором участники имеют равные права, тут уже «нет» скажет Россия. Любые интеграционные проекты будут сталкиваться с этой проблемой.

И любая попытка поставить исторические цели будут сталкиваться с проблемами роста экономики и внутреннего устройства Российской Федерации.

Куликов Дмитрий
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).