Как и ожидалось, президент России и премьер Японии так и не смогли решить территориальный вопрос и связанную с ним проблему мирного договора между двумя странами. Япония требует вернуть ей четыре Курильских острова, которые Советский Союз взял под свой контроль после войны с Японией в 1945 году. Формальный документ об окончании боевых действий до сих пор не подписан.
"Мы разъяснили друг другу логику своих позиций", - сообщил Владимир Путин на пресс-конференции после переговоров с Дзюнъитиро Коидзуми. По словам президента РФ, Россия и Япония выразили готовность продолжать диалог по проблеме заключения мирного договора, отсутствие которого мешает притоку японских инвестиций в Россию. Однако, признал Путин, урегулирование проблемы "вряд ли будет легким".
Путин сообщил, что для обсуждения проблемы пригласил Коидзуми в Москву в 2006 году и тот согласился.
В свою очередь, премьер-министр Японии констатировал, что позиции двух стран по проблеме мирного договора и "северных территорий", как называют четыре спорных острова в Японии, сильно расходятся. Коидзуми добавил, что не видит препятствий для совместной экономической эксплуатации Курил двумя странами. Что по этому поводу думает российский президент - сказано не было.
Отметим, что первый за пять лет визит Владимира Путина в Токио сопровождался демонстарциями и акциями протеста японских правых, которые требовали "вернуть острова".
Вместе с тем по итогам переговоров президента России и премьер-министра Японии подписан пакет из 18 документов. Один из них касается строительства нефтепровода, по которому Япония сможет получать российскую нефть.
Ранее Владимир Путин подтвердил намерение России дотянуть строящийся в Сибири нефтепровод до тихоокеанского побережья, чтобы поставлять топливо в Японию и другие страны азиатско-тихоокеанского региона. В обмен Россия рассчитывает получить японские инвестиции для развития нефтяной отрасли в Сибири, а также для машиностроения и сектора высоких технологий. Последние несколько лет в Москве велись споры, куда направить новую сибирскую трубу - к порту Находка с прицелом на Японию и США или в Дацин с прицелом на Китай. Обе азиатские страны заинтересованы в этом нефтепроводе: у Японии нет своей нефти, а энергетические потребности Китая растут очень быстрыми темпами.
И вот сегодя министры двух стран подписали "Основные направления долгосрочного сотрудничества между правительствами России и Японии в области энергетики". В нем написано, что Россия и Япония условились в течение следующего года урегулировать все вопросы, связанные с возможным участием японской стороны в строительстве нефтепровода. В документе отмечается, что "скорейшая реализация в полном объеме строительства нефтепровода отвечает стратегическим интересам России и Японии, будет содействовать экономическому развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также стабилизации энергетических рынков Азиатско-Тихоокеанского региона".
Среди других подписанных документов - протокол о завершении двусторонних переговоров с Японией о вступлении России во Всемирную торговую организацию. Также между Россией и Японией подписаны меморандумы об упрощении визового режима взаимных поездок граждан. В частности, планируется упростить процедуру оформления виз туристам и представителям СМИ, а также разрешить бизнесменам получать многократные визы сроком действия до трех лет.
В ходе переговоров президента России Владимира Путина с премьер-министром Японии Дзюнъитиро Коидзуми лидеры двух государств перенесли акцент в двусторонних отношений с политических проблем на экономические взаимоотношения. Такое мнение в интервью корреспонденту «Полит.ру» высказал руководитель Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Виктор Павлятенко.
По его мнению, «создано окно для того, чтобы экономика доминировала в отношениях». Стороны «приняли мудрое решение не публиковать совместное заявление», которое, как считает Павлятенко, вынудило бы их обозначить свою позицию в открытом виде. Некоторая напряженность снята, это косвенно подтверждается заявлением Коидзуми о том, что новая обстановка в международных отношениях требует и нового, неформального общения (Коидзуми пригласил Путина на японский ужин «тет-а-тет» - «Полит.ру»).