Владимир Путин впервые за десять лет откажется от «прямой линии» с гражданами, которая с начала его первого президентского срока традиционно проходила в эфире федеральных телеканалов, пишет в среду газета «Коммерсантъ».
Официальных комментариев на этот счет нет. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков неопределенно ответил на вопрос издания и не назвал причину, по которой «Прямая линия» перестанет выходить. «От нее никто не отказывался. В этом году просто будет другой формат», — сказал Песков и добавил, что информация об этом будет доступна в скором времени.
Пресс-конференция вместо «прямой линии»?
Как стало известно «Коммерсанту», в конце ноября Владимир Путин может провести большую пресс-конференцию. При этом издание со ссылкой на источник в Кремле пишет, что подготовка послания затягивается и дата послания президента Федеральному собранию пока неизвестна.
«Так как это первое послание нового президента, оно не может быть проходным, а должно содержать очень серьезные стратегические ориентиры и быть тщательно концептуально проработано», — заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Он отметил, что поскольку после выборов президента прошло уже достаточно времени, в послании важен «мощный энергетический и политический заряд».
Десять лет в прямом эфире
Формат общения Владимира Путина с народом существует с 2001 года. Ежегодно в прямом эфире лидер страны отвечает на вопросы россиян, которые отсылаются во время прямых включений корреспондентов ВГТРК в крупных городах России при помощи бесплатных телефонных звонков, SMS и текстовых сообщений, отправленных с сайта Moskva-putinu.ru.
По информации СМИ, люди на телевизионных включениях проходили специальный отбор, после чего им раздавали и согласовывали вопросы, которые надо задавать Путину.
На втором прямом эфире, состоявшемся 19 декабря 2002 года, Владимир Путин отметил, что за минувший год россияне в целом стали жить лучше, а страна стала богаче.
Во время третьего прямого эфира 18 декабря 2003 года с главой государства по телефону разговаривали четыре ребенка.
Четвертый эфир 27 сентября 2005 года отметился происшествием — в Воркуте во время включения с вопросами от местных жителей был избит правозащитник, пытавшийся задать вопрос Путину.
Восьмой прямой эфир, состоявшийся 3 декабря 2009 года, премьер начал с темы терроризма, а именно — подрыва «Невского экспресса», произошедшего накануне.
Все дольше и дольше
И «прямые линии» президента, и премьерский «разговор» всегда были востребованы у зрителей — хотя девятый прямой эфир смотрело наименьшее количество зрителей с тех пор, как Путин перестал быть главой государства, а десятую встречу посмотрели почти 40% телевизионной аудитории. Путину приходилось все дольше и дольше говорить в этом формате: в 2008 году он говорил 2,5 часа, в 2010 году — 4 часа 25 минут.
Десятый, юбилейный прямой эфир программы вышел 15 декабря 2011 года в прямом эфире телеканалов «Россия 1», «Россия 24» и «РТР-Планета», радиостанций «Маяк», «Вести FM» и «Радио России». Общая продолжительность программы составила 4 часа 32 минуты. Тогда на «прямую линию» поступило более миллиона звонков, 50 тысяч вопросов по интернету и более 100 тысяч SMS. Владимир Путин ответил на более чем 90 вопросов россиян по самым актуальным общественно-политическим темам. Позже своими впечатлениями от «Разговора» премьер поделился в беседе с журналистами, состоявшейся сразу же по завершении программы. Владимир Путин в конце программы заявил, что продолжит свой разговор в следующем году, даже если станет президентом.
Фразы Путина из «Прямой линии», претендующие на то, чтобы стать цитатами (по материалам «Полит.ру»):
«К сожалению, Россия — часть современного мира».
«Надеюсь, вы со мной согласитесь: подчас невозможно определить, кто стоит за этими преступлениями» (похищениями людей в Чечне — прим.ред). «Я придаю все-таки важное значение выборам в парламент Чечни».
«Я свою задачу вижу не в том, чтобы по первому, по второму, третьему каналу показывали одну и ту же физиономию» (из ответа на вопрос по поводу третьего срока и референдума).
«...для меня это был полезный опыт, чтобы погрузиться в... проблемы дальней авиации». «...такой единой таблетки волшебной нет...»
«Не помню, кто задал этот вопрос, но если этот человек слушает, он себя идентифицирует, как автор этого вопроса...»
«Я вам скажу честно: просто захотелось его так потискать, как котенка. Ничего за этим нет» (объясняя, зачем президент поцеловал в живот на площади в Кремле мальчика Никиту).
«Когда я увидел на экране что-то такое у некоторых здесь на груди, честно вам скажу, неприлично, но тем не менее, я решил, что это пропаганда борьбы со СПИДом, что это такие, пардон, контрацептивы повесили. Но потом присмотрелся – вроде нет» (о движении «Белая лента»)
«Я видел эту надпись, она меня очень позабавила. Мы знаем, кто в Лондоне собрался и почему они не возвращаются в Россию. И их желание послать меня подальше связано с тем, что они сами хотят сюда вернуться, и пока я здесь сижу, им вернуться нельзя» (комментируя скандал вокруг «Коммерсанта», к думским выборам опубликовавшего материалы под заголовками «Яблочный пуй» и «Победа единовбросов»)
«Что можно сказать в этом случае? Можно сказать: "Идите ко мне, бандерлоги". С детства люблю Киплинга» (о представителях непримиримой оппозиции).
Чтобы не было обидно Медведеву
Примечательно, что «Прямую линию» так или иначе сохранили для Путина лично, даже когда он стал премьером в тандеме с президентом Дмитрием Медведевым. Программа тогда получила другое название — «Разговор с Владимиром Путиным». Журналисты писали, что «Прямой линии» Путина изменили формат, «чтобы не было обидно Медведеву». В частности, трансляция, вместо трех федеральных каналов, была поручена только СМИ, входящим в холдинг ВГТРК.
Однако, желая «угодить» Дмитрию Медведеву, Путин поплатился рейтингом. Девятый прямой эфир состоялся 16 декабря 2010 года. На прямую линию поступило более 2 млн обращений в виде телефонных звонков, sms-сообщений и писем на сайт программы. Во время разговора премьер успел ответить на более чем 88 вопросов. При этом трансляция собрала наименьшее количество зрителей с тех пор, как Путин перестал быть главой государства.
Холманских: из цеха в полпреды
«Прямые линии» с Путиным не ограничивались телевизионным общением лидера страны со своими гражданами. Они имели свое продолжение в «офлайне», причем иногда с прямо противоположными результатами.
Во время десятой «прямой линии» рабочий нижнетагильского «Уралвагонзавода» Игорь Холманских пообещал Путину от своего трудового коллектива разгонять акции оппозиции в Москве.
«Если наша милиция или, сейчас как она называется, полиция не умеет работать, не может справиться, то мы с мужиками готовы сами выйти и отстоять свою стабильность. Но разумеется в рамках закона», – заявил работник «Уралвагонзавода», говоря об акциях протеста в России, о которых сам Путин сказал, что они «программируются из одного центра».
Затем Холманских включился в избирательную кампанию будущего президента и несколько раз выступал на митингах в поддержку Путина. Кроме того, он создал движение «В защиту человека труда», а во время визита Путина в Нижний Тагил лично встречался с президентом. 18 мая Владимир Путин предложил Игорю Холманских стать его полпредом в Уральском федеральном округе, на что тот дал свое согласие.
В том же «юбилейном» десятом прямом эфире Владимир Путин ответил на вопросы бывшей гражданки Латвии Инги Харитоновой — матери избитого кавказцами в московском метро студента. Ее письмо во время «прямой линии» зачитал режиссер Никита Михалков.
«Сегодня ни общество, ни школа, ни семья не в состоянии дать детям и молодежи четких ориентиров в жизни, защитить их от цинизма, произвола и насилия. Депрессия и апатия стали привычным состоянием молодежи. Сломана система школьного образования. А реформа господина Фурсенко уничтожает сам дух воспитания, делая школу бездушной машиной, не желающей замечать и ценить человечность и индивидуальность ребенка», — написала Инга Харитонова. В конце она отметила, что думает о том, чтобы уехать из России.
Владимир Путин в ответ заявил, что у него есть письмо от уехавшего в Израиль, который хочет вернуться обратно на родину, поздравил женщину с хорошим воспитанием сына и назвал кавказцев обыкновенными «хулиганами», которые могут быть и с Кавказа, и из Москвы, и из его родного Ленинграда. Кроме того, премьер патетически заметил: «Мы еще часто говорим "Родина-мать". Да, страна наша еще больна, но от постели больной матери не уезжают».
По информации радио «Свобода», выслушав ответ Путина, женщина решила покинуть Россию.