Путин выбрал Америку
Владимир Путин прибыл в США с четырехдневным визитом. В ходе этой поездки российский президент проведет серию консультаций с европейскими лидерами, выступит на заседании Генассамблеи ООН, погостит в резиденции Кэмп-Дэвид, а также встретится с представителями американского делового и культурного сообщества. В ходе этого визита Путин не планирует ставить свою подпись под какими-либо документами. Главная цель поездки – поиск компромиссов и переговоры по ключевым вопросам международных отношений. Еще до вылета в США Кремль дал понять заокеанским партнерам, что Россия готова и хочет договориться с Америкой по всем вопросам без исключения.
Главной темой нынешнего визита станет Ирак. В Нью-Йорке Путин обсудит иракскую тему с французским и немецким лидерами, проведет короткую консультацию с американцами с таким расчетом, чтобы еще до выступления перед Генеральной Ассамблеей ООН успеть донести четко сформулированную позицию до генсека Кофи Аннана. Примечательно, что обсуждение иракской темы со Шредером и Шираком первоначально планировалось провести не в Нью-Йорке, а на трехсторонней встрече «антивоенной коалиции» в Германии. В этом плане решение перенести разговор на американскую почву выглядит символично – стороны явно намерены добиться консенсуса. Впрочем, для достижения такого результата еще предстоит поработать – пока что, как замечают эксперты, стороны лишь движутся в сторону общего знаменателя. Инициатива решения должна будет исходить от Нового Света – в этом плане весьма показательным выглядит высказывание влиятельнейшего экс-госсекретаря США Генри Киссинджера, который, находясь на минувшей неделе в Москве, заявил, что «сегодня Россия не просто может, но в каком-то смысле должна принять активное участие в развязывании иракского узла и отправить в ближневосточную страну свой миротворческий контингент». Всего лишь за год до президентских выборов администрация Буша будет делать все, чтобы разделить финансовую, военную и политическую ответственность в иракских делах пускай даже с теми, кого она так резко критиковала в начале 2003 года. Между тем, США совершенно не собираются делиться с ООН и потенциальными союзниками руководством операцией. Можно предположить, что Россия будет, как всегда, настаивать на увеличении роли ООН в разрешении конфликта, а также проявит максимальную осторожность в вопросе отправки собственных войск в Ирак. Заявления, сделанные Путиным накануне визита во время встречи с ведущими американскими журналистами, говорят о том, что Россия займет переходную позицию и в вопросе о разных вариантах резолюции по Ираку. Короче говоря, на саммите Путин будет в значительной мере играть выгодную роль медиатора между американцами и европейцами, по-прежнему отвергающими американский проект.
Не менее важный момент – будущее Арафата и поиск выхода из острейшего системного кризиса в Палестине. Здесь Россия проявила относительную
В программе четырехдневного визита Путина в США много времени отведено и встречам с представителями бизнес-сообщества. В четверг президент встретится в Колумбийском университете с российскими специалистами, работающими в Америке, а на следующий день отправится на Нью-йоркскую Фондовую биржу, где соберутся представители делового истеблишмента Соединенных Штатов, президенты и топ-менеджмент нефтяных, финансовых, пищевых и IT-компаний. Российской власти эти люди интересны, в первую очередь, как потенциальные инвесторы в отечественную экономику. Не вызывает сомнений, что именно будет интересовать американский бизнес. Нефтяная компания ЮКОС, считающаяся самой вестернизированной из олигархических империй России, имеет множество союзников на Уолл-стрит – поэтому можно с уверенностью предположить, что будет поднят вопрос и о сюжете с Платоном Лебедевым, и о слухах о возможности пересмотра приватизации в целом. Михаил Касьянов, Герман Греф, Анатолий Чубайс и Александр Волошин уже не раз говорили о незыблемости глобального имущественного расклада в России. Сам Путин во время своего заокеанского визита тоже сделает все, чтобы снять тревоги американцев и не усугублять ситуацию вокруг ЮКОСа. Ключ к пониманию стратегии президента в этом вопросе тоже кроется в интервью Путина американским СМИ. Затронув эту тему, Путин представил сюжет как «частный случай», не имеющий отношения к государственной стратегии России и лишь временно навредивший росту национальной экономики. Лояльное отношение Путина к крупному бизнесу подчеркнет и посещение президентом американских автозаправок ЛУКойла, купленных относительно недавно у знаменитой бензиновой сети Getty.
После посещения владений Алекперова президент вылетит в загородную резиденцию Джорджа Буша в Кэмп-Дэвиде.
Не исключено, что президенты России и США обсудят и болезненную для Америки тему российского атомного сотрудничества с Ираном. Другой сложный вопрос – планы базирования американских войск на территории новых стран-членов НАТО. Кроме того, как сообщил во вторник ряд российских изданий, Путин с большой вероятностью обсудит с американским лидером странное поведение посла США на Украине Джона Хербста, который крайне негативно оценил инициативы Киева по вступлению в единое экономическое пространство.
Павел Черноморский
ООН на развилке
Открывая сессию Генеральной Ассамблеи ООН, Кофи Аннан сказал, что организация стоит на распутье и что текущий момент является не менее судьбоносным, чем 1945 г., когда ООН была создана. Столь драматическая оценка не кажется преувеличением. Конечно, наиболее неотложный пункт повестки дня – это Ирак, но сама иракская тема служит катализатором более общих и серьезных проблем. Во-первых, это проблема США и их политики превентивных акций на односторонней основе или под прикрытием наскоро созданных коалиций «желающих». Какова должна быть в этой новой ситуации роль ООН? И как может быть реформирована эта организация, в том числе ее Совет Безопасности, в котором на роль новых постоянных членов настойчиво претендуют Германия, Япония и Индия?
Холодно принятое Ассамблеей выступление Буша содержало лишь одно важное изменение прежней позиции – оправдывая интервенцию в Ираке, Буш на этот раз сделал упор не на «непосредственную угрозу» и оружие массового поражения, а на жестокость и преступность иракского режима в отношении собственных граждан. ООН американский президент отвел, как и прежде, главным образом «гуманитарную роль».
Выступавший после Буша Жак Ширак резко раскритиковал концепцию превентивных атак: «В открытом мире никто не может жить в изоляции, никто не может в одиночку выступать от имени всех, никто не может принять анархию общества без правил». После 45-минутной встречи американского и французского президентов стороны подтвердили, что серьезные разногласия между ними по-прежнему налицо. «Наши взгляды отличаются от американской позиции», – заявил на пресс-конференции Ширак. Однако стало ясно и то, что применять вето Франция на этот раз не станет, так что новая, обтекаемая резолюция по Ираку все-таки будет принята. Франция отказалась от своего требования немедленно передать контроль над ситуацией в Ираке ООН, но настаивает на «реалистичном расписании передачи власти самим иракцам».
Неожиданно в поддержку этого требования выступил председательствующий сейчас в Правительственном совете Ирака Ахмед Чалаби, заявивший, что Совет должен получить контроль над средствами от продажи иракской нефти. Комментарии из американской администрации звучали крайне раздраженные, хотя можно допустить и то, что в данном случае мы присутствовали при хорошо разыгранном спектакле, который должен был поднять популярность американского ставленника Чалаби у иракцев.
Новая резолюция не даст США того, чего они хотели в первую очередь – широкого участия стран НАТО в иракской операции. Германия и Франция практически исключили возможность посылки своих войск в Ирак. В общей сложности остальные страны НАТО готовы отправить в Ирак до 2000 военнослужащих. Это никак не облегчает бремени США, вынужденных держать там 140 тыс. солдат. Но резолюция все же не совсем бесполезна для Вашингтона, потому что до 20 тыс. человек могут послать Индия, Пакистан и ряд других стран, но только после принятия резолюции ООН. Это поможет вернуть домой хотя бы часть американцев, хотя платить за новых участников придется США, чего можно было бы избежать в случае с западно-европейскими странами НАТО.
Каких-то сдвигов можно ожидать только от запланированной встречи Буша, Путина, Шредера и Ширака. Маловероятно, но нельзя исключить вполне, что Буш пойдет на принципиальные уступки, чтобы получить от своих собеседников более весомую поддержку.
В самих США фактор Ирака начинает представлять для Буша серьезную угрозу. По вчерашним опросам общественного мнения, лишь 32% американцев считают, что у Буша есть внятный план нормализации ситуации в Ираке. Это автоматически делает иракскую тему вторым фокусом критики (наряду с экономической ситуацией) администрации со стороны демократов, которые, кажется, получили, наконец, сильного кандидата в президентской гонке – отставного генерала Уэсли Кларка. Те же вчерашние опросы показали, что за него уже сегодня готовы проголосовать 49% избирателей, в то время как Буш в противостоянии с Кларком получил бы сегодня только 46%.
Ясность по иракской резолюции отнюдь не лишает нынешние дебаты в ООН интриги. «Альтернативы ООН нет. Но перед лицом новых вызовов наша организация нуждается в далеко идущих реформах», – так закончил Ширак свое выступление. Споры о том, как будет реформироваться ООН, входят в новую, весьма интенсивную стадию. Это игра с большими ставками, и у России в ней есть свои козыри.
Алексей Ильин