Премьер Владимир Путин отреагировал на последние события вокруг Химкинского леса: обращение "Единой России" к президенту приостановить вырубку и согласие на это Дмитрия Медведева.
Общаясь с журналистами в Хабаровске, Путин заявил, что платную трассу Москва - Санкт-Петербург все равно строить необходимо, это диктует экономическая необходимость. При этом решение президента о приостановке строительства дороги через Химкинский лес он назвал правильным.
"Мы с Дмитрием Анатольевичем обсуждали этот вопрос. Повторю еще раз, это полностью соответствует логике и практике нашего поведения", - сказал премьер.
Путин, однако, пожаловался, что всегда приходится делать выбор между развитием и сохранением природы, а экологические проблемы иногда используются для шантажа в конкурентной борьбе, в том числе и в политических целях. В связи с этим он упомянул Северный поток.
"Мы сталкивались с ситуаций, когда к нам просто приходили и говорили: "Ничего личного - это бизнес. Вам придется заплатить. Лучше сделайте это сразу". Цифры называли даже конкретные", - сказал Путин. При этом он не считает, что в случае с Химкинским лесом ситуация именно такова.
В четверг, 27 августа, президент Медведев после неожиданного обращения "Единой России" поручил правительству приостановить строительство автодороги через Химкинский лес и провести дополнительные общественные и экспертные обсуждения по этому вопросу. В своем блоге Медведев объяснил это решение множеством обращений, касающихся судьбы Химкинского леса.
"Несмотря на то, что было принято отдельное решение правительства о строительстве автодороги, несмотря на то, что этот вопрос рассматривался нашей судебной системой и были вынесены решения по этому вопросу, наши люди, а именно представители политических партий от правящей "Единой России" до оппозиционных, общественные объединения, экспертные круги, говорят о том, что оно требует дополнительного анализа", - сказал Медведев.
Напомним, что этим летом, в разгар противостояния с защитниками леса, чиновники из ФГУ "Дороги России" и генподрядчик из ООО "Теплотехник" заявили, что вырубают деревья по закону: в 2009 году премьер Владимир Путин подписал распоряжение о переводе 144 га Химкинского леса в разряд строительных и транспортных земель. Таким образом, Медведев фактически отменил распоряжение Путина.
С призывом остановить строительство трассы и вырубки леса выступали только оппозиционные деятели и движения - от Евгении Чириковой, лидера Движения в защиту леса и музыканта Юрия Шевчука, до анонимных антифашистов, разгромивших администрацию Химок. Просьба "Единой России" к Медведеву приостановить вырубку выглядела неожиданной, однако тем самым партия перехватила популярную инициативу у экологов и "несогласных". Интересно, что единороссы обратились к президенту "через голову" своего лидера и премьер-министра России Владимира Путина, в чьей власти было остановить строительство.
Решение "Единой России" объяснял "Коммерсанту" единоросс Вячеслав Володин: "Мы считаем, что будет более правильно привлечь экспертное сообщество, изучить этот вопрос и уже после этого принять окончательное решение. При этом нужно дистанцироваться от экономических интересов и политических пристрастий". Отвечая на вопрос о противоречии между нынешней позицией партии и тем, что решение о строительстве трассы через лес было принято лидером "Единой России" премьер-министром Владимиром Путиным, Володин сказал, что "все решения, которые были приняты, лежат в правовой плоскости", но, поскольку "президент - гарант наших прав и в вопросах, волнующих общество, является третейским судьей", единороссы "посчитали правильным обратиться к президенту, это наше право".
Впрочем, практически все газеты, ссылаясь на свои анонимные источники, утверждают, что якобы шаг единороссов был заранее согласован - не только с Кремлем, но и с Владимиром Путиным. По данным "Коммерсанта", инициатива обращения партийцев к президенту исходила от Владислава Суркова.
После "Единой России" выступил префект Северного округа столицы Олег Митволь, который от имени Лужкова заявил, что трассу следует строить не через лес, а через Молжаниновский район Москвы.
Как анонимно признался "Ведомостям" некий правительственный чиновник, если серьезных экономических плюсов переноса маршрута не обнаружится, первоначальное решение правительства останется в силе.
Ситуация осложняется еще и тем, что, по словам гендиректора ООО "Теплотехник" Александра Семченко, просека через Химкинский уже полностью вырублена в длину, это 60 из 144 га, выделенных под трассу. Его компания уже потратила около 12 млн рублей, по контракту бюджет выплатил аванс, который покрыл нынешние расходы. Если переносить дорогу, значит, предыдущие траты федерального бюджета окажутся бессмысленными, сказал он "Ведомостям".
А человек, близкий к ФГУ "Дороги России" рассказал, что вариант прохождения трассы через Молжаниново, о котором сказал Митволь, рассматривался еще на стадии обсуждения проекта в 2006 году, однако тогда этот вариант был невыгоден компании "Интеко", выступавшей инвестором проекта застройки жилых микрорайонов в Молжанинове. В сентябре 2009 года "Интеко" отказалась от реализации проекта, инвестиционный контракт с городом был расторгнут.