будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 30, 2025
Страна

Путин поделился ответственностью

Политические партии, получившие большинство в региональном парламенте, получают право предлагать главе государства кандидатуру на пост главы региона. Соответствующий законопроект в первом чтении одобрила сегодня Госдума. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и в закон "О политических партиях" был предложен президентом. Документ поддержали 382 депутата, четверо были против и один воздержался, сообщил корреспондент "Полит.ру".

Согласно законопроекту, политическая партия, которая по итогам выборов в региональный парламент получила наибольшее число депутатских мандатов, вправе инициировать рассмотрение в парламенте предложения президенту РФ о кандидатуре губернатора региона. Если же по результатам выборов наибольшее и равное количество мандатов получили две и более политических партий, то предлагать кандидатуру губернатора имеет право каждая из них. Таким же правом обладают политические партии, входящие в победивший избирательный блок.

Авторы президентского проекта считают, что такая система повысит роль политических партий в формировании органов государственной власти субъектов России.

При обсуждении в Госдуме независимый депутат Владимир Рыжков назвал совершенно верной идею законопроекта, но выразил сомнение в том, что право выдвижения кандидатур губернаторов надо давать только одной партии, ведь все равно кандидатура должна получить большинство в региональном парламенте. Депутат предложил внести поправки ко второму чтению, чтобы дать право всем партиям выдвигать кандидатуру главы высшей исполнительной власти региона, а кандидатуры партий должны рассматриваться в приоритетном порядке, а не наряду с теми кандидатурами, которые вносит полпред президента в федеральном округе.

Против законопроекта выступила фракция КПРФ, по мнению которой подобная норма ведет к монополизации губернаторских постов партией "Единая Россия". Представитель президента в Госдуме Александр Косопкин в ответ сказал, что ему "странно слышать слева такой пораженческий накал".

ЛДПР по поводу законопроекта выражала радость и удовольствие. Член фракции Сергей Иванов очень рад тому, что президент действует последовательно: только озвучил в своем послании идею - и Госдума уже обсуждает закон. Фракция с удовольствием поддержит инициативу президента, потому что через несколько лет ЛДПР будет предлагать кандидатуры губернаторов по всей стране, сказал депутат от ЛДПР.

Сергей Глазьев также поддержал президентскую инициативу. Выступая от фракции "Родина", Глазьев напомнил, что отмена прямых губернаторских выборов была ошибкой. "Мы попытались построить архаичную форму государственной власти, и следствием этого стала трагедия в Нальчике", - сказал он. Обсуждаемый законопроект, по мнению Глазьева, - только робкий шаг, потому что губернатор будет отвечать не только перед бюрократической машиной, но и перед политической партией. Однако Глазьев уверен, что мы вернемся к прямым губернаторским выборам.

Сергей Глотов (Народная воля - СЕПР) предложил в законе после слов "партия, победившая на выборах" прямо указать "правящая партия", которая должна нести ответственность за положение дел в стране.

Сергей Попов от "Единой России" напомнил, что в последнее время внесено много изменений в закон о политических партиях, и ему странно слышать обвинения оппозиции в том, что президент вносит свои предложения поспешно.

Попов считает, что обсуждаемый законопроект завершает кадровые решения политических партий и остался только один вопрос - о партийном правительстве.

Эту тему развил другой единоросс - вице-спикер Госдумы Олег Морозов ("Единая Россия"). Он не исключил того, что внесет законодательную поправку о выдвижении кандидатуры председателя правительства партией, победившей на федеральных выборах. При этом Морозов подчеркнул, что речь идет не о партийном правительстве, формируемом партией парламентского большинства, поскольку по Конституции кандидатуру премьера предлагает парламенту президент. Однако Морозов не видит логики политической реформы без "контрапункта" о выдвижении кандидатуры премьера партией парламентского большинства.

Вице-спикер единоросс Владимир Пехтин в своем комментарии к поправкам в закон сказал журналистам: "Партийный губернатор - это развитие демократии и развитие партийной системы в целом, поэтому решение президента, внесшего на рассмотрение законопроект, своевременное и правильное. Безусловно, оно усилит роль партий в общественной и политической жизни страны, повысит их роль на региональном уровне. Партийный губернатор будет нести ответственность за свои решения не только перед жителями региона, но и партией. А в свою очередь, именно победившая на выборах партия положит на свои плечи ответственность за ситуацию в отдельном субъекте федерации".

Одобренный сегодня законопроект прокомментировал для "Полит.ру" аналитик "ИМА-консалтинг" Сергей Некрасов. Он отмечает, что эта норма касается партий, которые получили больше всего голосов при голосовании по спискам, и не учитывает количество представляющих партию депутатов-одномандатников. Аналитик считает, что законопроект лежит в русле инициатив об укреплении вертикали власти, выдвинутых президентом год назад: как и принятые ранее законы, он ограничивает для "внесистемных" политиков возможность занять высший должностной пост в исполнительной власти региона. Кроме того, по мнению Некрасова, он препятствует деятельности региональных элит, направленной на формирование условий для достижения фактической независимости от федерального центра.

Однако новый закон предполагает некоторое "смягчение" существующих норм, устанавливая правила и процедуры предварительного обсуждения кандидатуры, выдвигаемой на пост губернатора, считает Некрасов. Вряд ли такое обсуждение будет открытым и гласным, но определенная доля публичности все же привносится в порядок выдвижения и предварительного обсуждения кандидатов. Возможно, это призвано компенсировать нехватку механизмов обратной связи президента с элитами и населением региона, которая так явно ощущается в действующем законодательстве, говорит аналитик.

Вместе с тем Сергей Некрасов подчеркивает, что новый закон не лишает президента какой-либо существенной части сконцентрированных им полномочий - президент по-прежнему вправе выдвигать ту кандидатуру на пост губернатора, которую сам сочтет нужным.

"Понятно, что наличие предложенного законодательным собранием "соискателя" на губернаторский пост делает выдвижение иной кандидатуры менее вероятным, особенно если учитывать нежелание Кремля участвовать в каких-либо открытых политических конфликтах. Но это означает лишь, что основная борьба развернется на предварительном этапе, в кулуарах заксобрания. В любом случае, вряд ли стоит ожидать, что президент согласится с кандидатурой на пост губернатора, если она будет предложена оппозиционной политической партией", - заключает эксперт.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).