Считается, что отношения Украины и России — вечная рутина, в которой все по кругу, притом — рутина несколько частного характера. Майдан еще туда-сюда, а газовые переговоры — уж точно рутина и скука. Но теперь там просто начало какого-то кино и пора запасаться попкорном. Да и вообще, это все уже не про Украину.
Преамбула
Преамбула — если расписывать всерьез — заняла бы примерно 20 страниц экранного текста, чего допустить нельзя. Вкратце содержание только последних серий. Исходной точкой будет то, что в бытность премьером Ю.Тимошенко подписала такое интересное соглашение по газу, что первый год он был дешев (типа бонус от "Газпрома" за факт заключения). Потом бонус испарился и Украине стало неприятно. Конечно, Тимошенко интересовал именно этот первый год, потому что - это был год ее премьерства. В конце которого она становилась бы президентом.
Но у нее не сложилось, а следующая команда немедленно стала мучиться с этой проблемой. На Тимошенко даже завели дело по поводу вот такого странного поведения на переговорах, но - это дело внутреннее, а Россия (в смысле, "Газпром") не выражала (не выражает, не будет выражать) никакого желания эту схему скорректировать. Была еще скидка по харьковским соглашениям — на $100 за тыщу кубов, но это конкретная плата за конкретную услугу: Россия не должна выводить Черноморский флот к 2017 году. Впрочем, душевная теплота и взаимопонимание в этой договоренности еще присутствовали.
Весной Украина озаботилась уже сил нет, как. В апреле Путин был в Киеве, к нему вышли с этим предложением. Он, разумеется, сказал, что тут все рыночное, но так уж и быть — пусть г-н Сечин выяснит причину недовольства. Тот не особо-то озаботился, зато чуть позже в Киев приехал Медведев. Тот, вроде бы, внял сетованиям и, кажется, даже аргументам, назначив в итоге рабочую группу (Бойко — Миллер).
Рабочая группа работала, в середине мая возникла утечка на тему, что Россия вняла аргументам и готова скорректировать формулу ценообразования и — даже! - согласна изменить альтернативный вариант топлива (используется там при обсчетах как-то) с газойля на уголь. Ну, это в самом деле было круто — из этого газойля следовало, что Тимошенко-то дали подписать не слишком отредактированный вариант договора с Италией. Там этот газойль действительно используют, а в Украине - уголь. Но это так, на тему общего климата двухсторонних отношений. Но, значит, согласны заменить. Увы, утечка была с украинской стороны, российская сторона ее не подтвердила, а затем уже и Медведев что-то подкорректировал в своих воззрениях на природу вещей и тоже сообщил, что дело - рыночное и надо платить. А теперь - встреча Азарова с Путиным на заседании российско-украинской комиссии по экономическому сотрудничеству. Что и произошло 7 июня, сопровождаясь интенсивными выбросами энергии из российского руководителя.
Нет, еще о том, что было накануне
Уже ровно перед встречей "Газпром" заявил, что пересмотр цены на газ возможен только при вступлении Украины в Таможенный союз или же при создании совместного предприятия между "Газпромом" и "Нафтогазом". Заодно источник в Минэнерго РФ сообщил, что "Газпром" уже предупредил о повышении цены для Украины в IV квартале до $390-420 за тысячу кубометров. В общем, имелось конкретное целеуказание что и как следует делать Украине, чтобы ее чаяния были в какой-то мере учтены.
Ответ, однако, был асимметричным. Отправляясь в Москву Н.Азаров сообщил: "Украина несет убытки, не получая компенсации. Раз у нас выросла цена газа, компенсируйте нам ставки транзита". Заметен нюанс: он явно не собирался настаивать на изменении формулы ценообразования, но будет говорить об изменении цены транзита. В этом имелась определенная смена вех, которую почему-то заметили в Украине не все.
Причем — даже во власти. Зам.главы фракции Партии регионов М.Чечетов нарисовал Радио "Свободе", какими словами Азаров будет убеждать Путина уменьшить цену на газ. Сценарий Чечетова был чрезвычайно идиотским: "Газовая петля душит нас. Азаров теперь с Путиным в Москве. Вопрос №1, вопрос жизни или смерти - это вопрос цены на газ". Но и этого Чечетову мало: "Страну поставили на границу банкротства. Николай Янович все же попробует убедить российскую сторону, что ранее подписанная формула образования цены на газ неадекватна в контексте наших политических отношений".
Итак, встреча
Возможно, что с российской стороны ждали игры именно по этому сценарию, предполагавшему, что Азаров упадет в ноги Путину и перескажет ему слова Чечетова. Да, про газ Азаров сказал, но в сдержанной форме: "Мы глубоко убеждены, что действующее соглашение не отвечает реалиям сегодняшнего дня и является достаточно обременительным для украинской экономики". Просьба тут не проглядывает, зато до российской стороны доводилась мысль о том, как именно в Украине будут относиться к России в противном случае и - нужно ли ей такое отношение.
Но В.В.Путина это не взволновало. Сначала он повторил позицию "Газпрома" на тему выгоды вступления в Таможенный союз, не забыв и свой апрельский тезис: иначе Россия "будет защищать своего производителя от украинских товаров". Затем уже откликнулся на предложение Азарова: если Украина пойдет на повышение тарифа на транзит, то возрастет и цена газа для украинских потребителей. Никакого пересмотра договоренностей он, разумеется, не предполагает, аргумент все тот же: "Мы договорились, когда подписывали действующий контракт, что у нас будет и прокачка рыночная, и цена будет рыночная, европейская".
То есть, от соглашений с Тимошенко он уходить не собирается, что было отмечено специально, особо наглядным образом. Путин сообщил, что понимает политическую составляющую этого вопроса: "Все, что делалось прежним руководством, было плохо. Все, что делается сегодня, хорошо - так всегда и везде". И еще раз заявил, что на переговорах с Тимошенко "именно украинская сторона поставила условие о том, чтобы и цена на газ, и цена за транзит формировались на рыночных условиях".
В качестве дополнения Путин сообщил, что Россия достроит вторую нитку "Северного потока", запустит "Южный поток" и будет жить счастливо вообще без транзитных стран. И вот, кажется, главный шедевр: В.В.Путин счел необходимым отметить, что в украинских проблемах виноваты США и НАТО: "Мы понимаем: да, это дорого. Наверное. Но не мы создаем условия, при которых цены на энергоносители и нефть растут. Что, мы Ираком занимаемся? Нет. Мы занимаемся игрой на биржах на фьючерсы? Мы, что ли, создали такую ситуацию? Нет. Кто Северной Африкой занимается? Мы? Нет. Так складывается мировая конъюнктура по разным причинам. Мы здесь не причем. Но надо платить".
Мораль
Ну, здесь нет речи не то, что о дипломатии, а даже о нормальных отношениях стран. Путин наглядно использовал Украину, чтобы продемонстрировать, какой он сегодня крутой. Ну, кому-то доказать. В общем, это было представление, так что — бедный Азаров.
Но вот тут-то и перебор. Надо же, на Украине даже думали, что вся эта история с переговорами ведется по обоюдному сценарию, цель которого — снять Азарова, поставить премьером Бойко, а там уже и договориться. Но вот многовато все-таки этих заявлений, имея в виду всего лишь отставку украинского премьера.
Что касается переговоров, то все закончилось очередным предложением их продолжить, создать еще какие-то рабочие группы и т.п. "Есть различные варианты, которые позволили бы нам на эту тему говорить и находить приемлемые решения", – резюмировал Путин. Словом, опять на тему Таможенного союза и доли "Газпрома" в украинской ГТС. От такой настойчивости даже становится интересно - а ну как Украине и в самом деле полезнее стать членом ТС, платить за газ дешевле и блаженствовать, одновременно развиваясь экономически? Однако ж, на ум в этой связи быстро приходит Белоруссия, уже живущая в таком счастье. А положение, в котором она — при всем этом счастье — оказалась в последний месяц, мысли на тему Украины и ТС как-то подрывает.
Похоже, этот пример был и в голове Азарова, поскольку на совместной пресс-конференции он...выразил надежду на скорое присоединение Украины к зоне свободной торговли с Евросоюзом. То есть, на успех того проекта, который Путин постоянно предлагает заменить Таможенным союзом. Сделал приятное хозяину, мужественный человек. Фактически, подведя черту. Ну да, может потом как-то кто-то все это начнет размываться, но в данном случае, черт возьми, он это сделал.
Представление для кого?
Ни Азаров, ни Янукович, ни даже весь народ Украины не выглядят адекватным адресатом данного выступления В.Путина. Собственно, с этим вопросом так и остается непонятка. Может быть, что адресат не предполагался вовсе, а просто вот такое вдохновение снизошло во вторник на премьера всея РФ.
Но есть окружающие события. Вот та же тема отказа от транзита в принципе ("Северный поток". "Южный"). Как она соотносится со словами А.Миллера, сообщившего накануне Sueddeutsche Zeitung о том, что если Европе не нравятся цены на российский газ, то "Газпром" будет поставлять газ в Азию? Как-никак, обходные магистральные газопроводы каких-то денег стоят, а чего ж их строить, если вдруг Европе не понравится цена и "Газпром" пойдет в Китай? Выкопает и перепроложит туда? Ну и кто тут от кого зависит больше?
В целом же тут тема захватывающая - даже не для специалистов. Вот конкретно: заломают Украину на тему Таможенного союза (и вечной связи с Россией) ? Или хотя бы откусят от нее "Нафтогаз" в виде ГТС (пусть даже сие категорически противоречит политике "Третьего пакета ЕС по энергетике")? Все очень брутальненько, нет сомнений. Но кому, все-таки, подается сигнал, который имеет не узкопрофильный и даже не переговорный смысл, а публичный, как настоящее представление?
А была еще одна часть вторичного Путина: Калининград. Премьер сообщил, что Россия не будет добиваться визовых привилегий для Калининградской области. ЕС в недоумении — это ж их обычно просят, а они относятся настороженно. А теперь договоренность как раз достигнута, для местных обителей вопрос безвизового въезда в Европу — важнейший (анклав как-никак), а их вот как...
Вот этот жест, он в чью сторону? Или в ту же, что и предыдущий?