Молодежное движение «Наши» доставило в четверг на Васильевский спуск около 30 тысяч подростков из разных городов России, чтобы поздравить президента Владимира Путина с победой на парламентских выборах.
В утренний час пик многие едущие на работу москвичи могли наблюдать огромные толпы и колонны подростков, которых вели на мероприятие в центр Москвы. Например, колонна, идущая от «трех вокзалов» в сторону центра, растянулась почти на весь проспект Сахарова. Некоторые из них были одеты в плащи-накидки и куртки с надписями «Наша победа», некоторые несли флаги. Однако у большинства не было ни накидок, ни флагов. Видимо, поэтому они не чувствовали важность момента и вели себя, как самые обычные подростки: курили, смеялись и громко ругались матом.
В течение всего дня водители, оказавшиеся в центре города, были вынуждены искать пути объезда: до с 8.30 утра до 8 вечера движение транспорта ограничили по Васильевскому спуску, Большому Москворецкому мосту, Болотной площади, улицам Москворецкая, Варварка и Болотная. Характерно, что именно нежеланием доставлять неудобства водителям московские власти постоянно обосновывают запреты на проведение разного рода «маршей несогласных», куда менее многочисленных. Есть разница и в подходах к правоохранительному обеспечению мероприятий. Охрану порядка на митинге «Наших» обеспечивали всего лишь 900 милиционеров, которые не пускали на Васильевский спуск людей, не предусмотренных планом мероприятия.
Не были допущены туда и представители некоторых СМИ – из-за отсутствия аккредитации. Зато допущенные на акцию журналисты рассказали, что, помимо поздравления Путина, у акции была и вторая цель: презентация проектов, необходимых, по их мнению, для «модернизации страны».
После акции на Васильевском спуске центр молодежного торжества переместилась на Болотную площадь, где установлена скульптурная композиция Михаила Шемякина «Дети – жертвы пороков взрослых». Там в 3 часа по Москве началась акция представителей регионального движения «Мишки», детского отделения движения «Наши», в которое входят более трех тысяч детей и подростков в возрасте от 8 до 15 лет . Их акция прошла под лозунгом «Владимир Путин, давайте вместе действовать будем!». В Москве более тысячи вожатых «Мишек» обратились к Владимиру Путину с просьбой взять их под крыло и дать им «вектор развития». Лидер «мишек» Юлия Зимова сказала, что теперь Путин стал «главным медведем страны».
«Мишки» образовались два месяца назад, и пока известно о них немного. Руководят «мишками» вожатые-студенты из педвузов, внутри организации есть своя иерархия. Вожатые могут подняться от «медведя-шатуна» до «бурого медведя»; дети также имеют свои пока непонятные различия: они мишутки, топтыжки, потапычи и михалычи. Также известно, что «Мишки» уже успели поучаствовать вместе с «Нашими» в митинге по случаю дня рождения Владимира Путина, они держали плакаты «Спасибо Путину за наше стабильное будущее».
Самое интересное в подобных мероприятиях это не их политический смысл, а откуда на них берутся деньги, и в каких количествах. Достоверно известно, что большая часть массовки в акциях прокремлевских движений оплачивается – участие в митингах стало профессиональным молодежным бизнесом.
В худшем для участников случае используется админресурс: студенты и школьники – люди зависимые. Однако помимо участников надо оплачивать еще очень много вещей – от клея и скрепок до транспорта и мобильной связи. Вдобавок никто не отменял и такого понятия как «распил».
Эксперты, близкие к организации молодежных акций, затрудняются даже приблизительно предположить, во сколько обходятся прокремлевские митинги молодежи, но полагают, что это «огромные бюджеты».
«Говорить о бюджете акции пока трудно говорить, потому что по сообщениям, которые приходят из СМИ, нельзя понять, из каких регионов привезли участников акции, какие средства были потрачены на их новое обмундирование», – сказал в интервью «Полит.ру» пресс-секретарь, зампред московского «Молодежного Яблока» Игорь Яковлев. Он отметил, что бюджеты прокремлевских молодежных движений закрыты, однако даже если информация просачивается, все равно сложно сделать какие-либо подсчеты. «Понятно, что некая часть этих денег идет в карман партийным функционерам, – уверен Яковлев. – Даже если рассчитать стоимость одежды, дороги, еды, стояния на улице в течение нескольких часов, эта сумма не будет точной, потому что останутся неучтенными доли партийных функционеров».