Россияне при всей, довольно мощной (все еще) поддержке Владимира Путина начинают потихоньку от него уставать. И усталость эта в последние пару лет только усиливается. Такие выводы можно сделать из свежего опроса «Левада-центра», который на протяжении всего правления Владимира Путина интересовался мнением россиян о деятельности и сильных качествах российского президента и (временами) премьера.
Когда россиян просили оценить работу Путина по десятибалльной шкале, почти всегда, за исключением самого начала политической карьеры президента (тогда россияне вообще политиков оценивали скептически и в Путина еще не успели поверить) преобладали средние оценки. Однако президент и тут слегка сдал: если в июле 2008 средний балл у него был 7,21, а в апреле 2011 — 6,30, то теперь только 5,81. Это — уровень 2002 и 2005 годов. Причина — меньшее количество россиян, чем два и пять лет назад, ставят президенту высшие баллы. Процент оценивших деятельность президента на десятку - самый низкий за время замеров с 1999 года — 5 процентов (летом 2005 было 9, а летом 2008 и вовсе 24). Девяток тоже меньше, чем два и пять лет назад: 6 процентов против 14 и 12 в 2008 и 2011 годах.
Это не значит, что работу Путина оценивают совсем плохо, отнюдь. Число оценивших его деятельность на восемь - стабильно, а число семерок и вовсе выросло по сравнению с 2008 и 2011 годами: с 10 и 13 процентов до 18. То есть: инициативы и заявления Путина многие оценивают выше среднего, но поубавилось число восторгающихся этой деятельностью. Может, просто привыкли.
Число граждан, придерживающихся с Путиным одних взглядов (что бы это ни значило для них), тоже находится в постоянной динамике. И тут тоже заметен нисходящий тренд. Число полностью разделяющих эти взгляды на минимуме с 2001 года (тогда даже было больше) — 14 процентов против 27 в мае 2007 года. Существенно упало число сторонников версии «Путина реформатора»: желающих поддерживать Путина, покуда он будет проводить «демократические и либеральные реформы (опять-таки — что бы это ни значило), упало до 16 процентов, меж тем как ранее держалось в районе 25-30 процентов.
Выросло число разочаровавшихся (вариант ответа «раньше мне нравился, а теперь я в нем разочаровался»): с 9 процентов в мае 2007 до 19 процентов в 2011 году и 22 процентов теперь. Это также максимум с мая 2001 года.
Стабильны позиции придерживающихся нейтралитета: Путин не нравится, но они надеются, что дальше будет лучше — 6 процентов (примерно так и было с колебаниями на протяжении 2000-х), поддерживают Путина, потому что других нет, 18 процентов.
Зато незначительно вырос лагерь противников: число заявивших о том, что они не являются сторонниками Путина, составило 15 процентов (это немного больше, чем в 2005, когда памятна была монетизация льгот). И еще одна знаковая позиция — 5 процентов считают, что надо поддерживать кого угодно, только не Путина. Этот ответ никогда за годы путинского правления не выходил за рамки статпогрешности: в 2005 году сторонников такой версии было 2 процента. Как и в 2011, в 2007 их не было вовсе.
Динамика оценки личных качеств Владимира Путина также небезынтересна. Почти стабильно оценивали россияне способность российского лидера внятно излагать мысли: сейчас их 30 процентов, в 2003 было 35, в 2007 году — 34. Немного на спад пошли оценки волевых качеств Путина, но незначительно: это отмечают 23 процента, в 2007 году — 25, десять лет назад — 29. Почти стабильны представления россиян о Путине как о культурном и образованном человеке. В 2003 года говорили, что эта черта в наибольшей степени свойственна Путину (так сформулирован вопрос) 24 процента, сейчас - 18, как и в 2000 году. Способность к компромиссам в качестве характерной черты Путина на протяжении 2000-х стабильно отмечали чуть более 10 процентов, сейчас их — 12. Открытым человеком российского президента полагают 5 процентов, но и максимальное значение было только 8 — не самая главная черта. Путин активен и энергичен: так полагает 24 процента, шесть лет назад их было 25.
А вот дальше для Владимира Путина вновь обнаруживается неприятное падение по целому ряду пунктов. Государственный подход к проблемам — падение вдвое, по сравнению с 2007 годом с 30 до 15 процентов. Профессиональные качества с тех пор перестали отмечать 14 процентов (падение с 39 до 25 процентов). Последовательность политической линии перестали замечать 29 процентов (с 35 до 16). Сдержанность президента в массовом представлении россиян упала вдвое — с 40 до 21 процента, честность — более чем втрое, с 22 до 6 процентов. Стремление к порядку и законности теперь отмечает лишь 10 процентов против 16 на протяжении 2000-х и 22 в 2000-м году. Неприятная, в общем, картина.
Это вовсе не значит, что россияне не считают Путина честным или сдержанным, просто они не считают, что именно эти качества характеризуют президента. Тогда какие характеризуют? Стабильные мы почти все перечислили, но есть и те, которые в глазах россиян стали более значимы, нежели прежде. А именно — большой хозяйственный (с 4 процентов в 2000-м году до 13 сейчас) и управленческий опыт. Последний россияне почитают за главную черту Владимира Путина — так ответили 35 процентов респондентов.
Цифры в целом, разумеется, никак не должны повергать президента и его команду в ужас. Рейтинги высоки, политическое положение российского лидера вроде бы прочное, но задуматься есть повод и всерьез. Дело в том, что три самых популярных варианта ответа на вопрос, чьи интересы выражает Путин, это: силовики, олигархи и чиновники. И лишь потом «средний класс», а потом с еще более значительным отрывом рабочие, интеллигенция, культурная и научная элита (число так ответивших в три-четыре раза ниже трех самых популярных ответов). Эдак россияне и договорятся до прямой мысли, что Путин не и президент, а глава силовой и финансовой бюрократии, правящей Россией в собственных интересах. И вот это должно уже путинское окружение не настораживать, а ужасать.
Одно должно успокаивать: число активных и пассивных сторонников больше 50 процентов. Как уже говорилось выше, Путина поддерживают безоговорочно 14 процентов, еще 16 при условии проведения неких «реформ» и 18 просто не видят альтернативы. Плюс 6 процентов «оптимистов», которые надеются, что Путин «исправится». А есть еще 22 «разочаровавшихся в последнее время» - мало ли что они сказали социологам, а вот когда они на выборы придут, картина может быть и другой.
Тех, кто не видит альтернативы, кстати, Кремлю придется удерживать ради сохранения устойчивого большинства, если путинская команда и дальше хочет сохраняться у власти. Так что на появление реального конкурента Владимиру Путину, а, стало быть, и на появление настоящей конкурентной политики, в ближайшее время рассчитывать вряд ли стоит. Что, в свою очередь, повышает вероятность «оранжевого» или, не дай Бог, «арабского» сценария».