Будет ли создана в России «Национальная гвардия»? Вроде бы нет. «Известия» накануне написали, что именно от этого страхует глава Службы безопасности президента Виктор Золотов. «Укрепление МВД за счет такого профессионала, как Виктор Золотов, должно пресечь разговоры о создании в России новой силовой структуры — Национальной гвардии. Обсуждение перспективы ее появления ведется уже несколько лет. Как предполагали аналитики, основу Национальной гвардии должны были составить военнослужащие ВВ МВД, а также элита армии — десантные войска и создаваемая в стране военная полиция», - написало издание.
Однако же тут опровержение создания службы из серии «название будет не такое, потому ничего не произойдет». То есть — вовсе и не опровержение. Еще в марте сего года было окончательно постановлено, что Внутренние войска МВД будут комплектоваться исключительно контрактниками. Получается, что это одна из немногих элитных структур, что формируются по контрактному принципу. Стало быть, и задачи должны быть масштабными: если государственная власть платит деньги, она хочет получить особые услуги.
Далее можно фантазировать, что за услуги могут потребоваться власти. Слухи о создании аналога американской «Национальной гвардии» пошли еще в 2012 году на фоне массовых протестных мероприятий в Москве. Контекст и был такой: нужна структура, готовая пресечь любые массовые беспорядки. Никакой уверенности в лояльности армии и нынешних ВВ у властей нет: представители самих масс могут в критической ситуации перестать подчиняться своим офицерам. По слухам, примерно так было в 1993-м году, когда для исторических танков, расстрелявших Белый дом, с трудом удалось набрать экипажи и в них сидели чуть ли не полковники с генералами.
Назначение Золотова, о котором сообщали «Известия», отнюдь не отрицает, а скорее подтверждает (буде назначение вообще состоится), создание спец-структуры, которая будет заниматься подавлением беспорядков. Цитата по Википедии про Национальную гвардию США: «Национальная гвардия может быть активирована в чрезвычайных ситуациях губернатором штата для выполнения различных задач внутри страны (ликвидация последствий стихийных бедствий, поддержание правопорядка в случае массовых волнений и др.), выполняя в таких случаях примерно те же функции, что и внутренние войска». Численность — до полумиллиона человек. Серьезная, в общем, структура.
Зачем может понадобиться новая силовая структура? Версий много. Власть официально пока не подтверждает ни создания аналога Национальной гвардии, ни факт перехода Золотова в структуру МВД. Однако, если переход состоится, то и аналог американской Национальной гвардии может быть не за горами. Если власти понадобится стрелять в сограждан, то армия, видимо, может и не справиться, а в новую структуру можно будет отобрать небольшое число людей, поистине беспощадных и преданных делу. К тому же грядет Олимпиада и остро стоит вопрос обеспечения безопасности в Сочи.
Впрочем, на развертывание структуры понадобится время, а потому сомнительны перспективы ее создания уже в 2015 году. Можно объяснить происходящее и чисто аппаратной логикой. Например, Путин хочет немного подвинуть главу МВД Колокольцева. Возможно, его не устраивает уровень лояльности нынешнего главы МВД. Или же мишенью является Следственный комитет, превратившийся буквально за год в главного ньюсмейкера страны и новых опричников.
Или же создание военизированной структуры — вызов министру обороны Шойгу. Шойгу все-таки остается вторым по популярности политиком в стране. Будто Жуков при позднем Сталине: если бы были амбиции и авторитет вождя слегка упал, Шойгу вполне мог бы претендовать на роль первого лица (хотя он, разумеется, не очень походит по национальному признаку). Золотов мог бы исключить угрозу со стороны военных в принципе: две армии, два начальника.
Каковы бы ни были причины, понятно, что президент не очень доволен ситуацией, когда конкретные силовики получают слишком много власти. Система сдержек и противовесов должна функционировать более-менее без сбоев, а усиление конкретного органа, тем более умеющего применять силу, крайне не выгодна для функционирования системы. В России силовики традиционно уравновешивают друг друга.
Самый катастрофический для страны сценарий заключается в том, что власть может готовить чистки, а новая структура призвана их обеспечить кадрово. Уже сейчас Следственный комитет едва ли не напоминает НКВД времен Ежова, но явно не способен организационно обеспечить эффективную силовую поддержку Путину — и без того работает на пределе. Сценарий чисток, тем более массовых, не самый вероятный, но в элите вполне наблюдаются люди, скептически отзывающиеся о вожде. Если Путин решит элиту почистить, то доверенный человек на данной позиции ему точно не помешает.